crustgroup (crustgroup) wrote,
crustgroup
crustgroup

Category:

Химера (CIV6)

В современном нам словаре русского языка Ожегова это слово определяется очень просто, но в то же время - загадочно: "Неосуществимая, несбыточная и странная мечта".

orel
Повседневный, понятный пример химеры. Вообще-то, изначально символ Хеттского царства.

Прародительницей этого слова было имя собственное — название мифического "несбыточного существа" из греческой мифологии — Химеры, чудовища с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны.
Правда, для меня остаётся открытым вопрос, почему именно Химера удостоилась наименования "несбыточного существа", поскольку, как по мне — гекатонхейры, титаны, бог Пан, медуза Горгона или Кракен требуют для своего изобретения фантазии и изменения сознания не меньшего, а то и большего.

Однако, в биологии химера имеет совершенно другое значение. Это — организм, неоднородный генетически, то есть, по факту, имеющий несколько генезисов своего происхождения. Причём генезисов не типа "папа" и "мама" (это, в общем-то, давно освоенный многими живыми существами процесс), а подразумевающий совмещение предковых форм, совершенно невозможных в рамках одного организма, до такого мезальянса, возможно, даже находившихся в непримиримой конкуренции друг с другом.

И, если внимательные читатели в предыдущей части рассказа уже ощутили, что внутри нас спокойно живут где-то 250 триллионов бывших бактерий (митохондрий), что совершенно не мешает нам ощущать себя, как единое целое, то мой дальнейший рассказ о "единой и неделимой России", пожалуй, уже будет не столь еретичен.


Лучший способ увидеть себя — посмотреть на себя в зеркало. Социальное зеркало — это отношение других людей к тебе, во всём спектре от "ты меня любишь?" до "да гори ты адским пламенем". Вот наше кривое зеркало, европейский взгляд на нас:



Каждый, я думаю, сможет найти на этом коротком видео что-то для себя. Если не хотите моих готовых выводов сразу — остановитесь, посмотрите этот короткий фильм о тысячелетии истории. Здесь всё по картам и по источникам, всё честно и наглядно — я даже открыл для себя несколько неизвестных страниц европейской истории  — например, Вы знаете, сколько раз Франция вторгалась в Испанию в ХIХ веке?

Ну, а теперь — соображения.

Во-первых, в глаза бросается ограниченность европейского взгляда на Россию. Там, где у русских Россия только начинается (где-то в аккурат посреди Среднерусской возвышенности), у европейцев она уже заканчивается.
Собственно говоря, непонимание этого момента всегда играло злую шутку со всеми горе-завоевателями России. В тот момент. когда они стояли у стен Москвы (смотрели на неё с Поклонной горы, доедали ворон в Кремле — нужное подчеркнуть, ненужное — вычеркнуть), страна, собственно говоря, только успевала обычно закончить мобилизационные мероприятия. После это конец, как всегда, был немного предсказуем. Очередной Рейх начинал изучение русской культуры и русского языка, причём экспресс-методом и на своей территории.

Если кто-либо сомневается в этом — может на досуге перечитать мирные, послевоенные планы самого последнего, Третьего Рейха. Благо, теперь они доступны без цензуры и в полном объёме. Начать можно "Барбароссой", продолжить "Остом", а закончить вот этой любимой игрушкой последнего фюрера:

0_8f398_aec44561_orig
Атомные паровозы Третьего Рейха. До Урала так и не доехали.

Любой европейский план и военного, и культурного или экономического завоевания евразийских просторов провисает, как порваная тряпка в безветренную погоду уже в аккурат в районе Урала. По факту же даже сверхоптимистические планы воткнуть каменных арийских истуканов на горных хребтах Урала заканчиваются совершенно другим монументом в берлинском Трептов-парке.

Можно, конечно, стараться победить русских в культурном поле, не связываясь с ними реальном противостоянии среди их степей, лесов и болот. Например, написав какого-нибудь "Властелина колец". Но, к сожалению, они умеют воевать и на этом поле, находя у Профессора неувязки в геологической истории мира Средиземья и выстраивая альтернативную, но совершенно непротиворечивую историю "Последнего Кольценосца".

Собственно говоря, из этого "во-первых" уже можно вывести одну из основных ценностей русской цивилизации. Русским не нужен "садок вишневий коло хаты" (ну или "лужки Карабаса-Барабаса", если уже кто-то успел обидеться). Им нужен мир. И по возможности — весь.

Во-вторых, при взгляде на европейский "бульон с амёбами", в котором и национальные-то государства толком оформились к году эдак 1500-му, гигант на Востоке — кажется просто-таки вечной данностью. Проходит тысячелетие, Западный мир успевает за это время пройти через горнило Крестовых походов, Реконкисты, открытия Нового Света, колонизации Африки и Азии, создать парочку европейских Империй и развязать две мировых войны, а гигант всё там же.

Гиганта не получается завалить ни в 1612, ни в 1701, ни в 1812, ни в 1941.
Максимум, чего добивается Запад за тысячелетие — это "почётных ничьих" в 1856, 1922 и 1991 году.
При этом, надеюсь, многим читающим уже сейчас понятно, что 1991 год — это именно ничья, причём с вариантом очередного ближайшего поражения Запада.

При этом эти "почётные ничьи" Западу приходится вырывать с неимоверным напряжением всех сил. По факту, ему приходится мобилизовывать все европейские сверхдержавы, как во время Крымской войны; идти на предательство своего союзника, как в 1917 году; или же лететь на Луну, строить у себя социально справедливое общество и опять-таки ополчать против Евразии полмира, чтобы достичь развала СССР в 1991 году.

И, опять-таки, здесь мы видим разительную разницу с судьбой "мифологического европейского предка" России — Византии, Второго Рима. Напомню, Второму Риму хватило лишь одного удара в 1204 году, чтобы уже через два с половиной века, в 1453 году, навсегда прекратить своё существование, как культурной и исторической силы. Собственно говоря, именно тогда состоялось официальное оформление концепции "Москвы, как наследницы Рима". Вот оно, лицо нашей византийской бабушки:

360px-S.paleolog_reconstruction03
"Мама" евразийской химеры. В девичестве - София Фоминична Палеолог.

Третий Рим, в отличии от Второго или Первого, уже совершенно на ином уровне сопротивляется любой агрессии — военной, культурной и экономической, раз за разом заново выстраивая линии обороны на новых рубежах. И опять, если посмотреть на прямую линию переемственности Рим-Константинополь-Москва, мы можем не уловить всей картинки. Для понимания силы Евразийской Империи нам стоит посмотреть в другую сторону. На Восток.

Ведь, несмотря на официально православную, византийскую историю Руси / России, начавшуюся ещё во времена Владимира "Красно солнышко" (ещё тот был христианин, я Вам скажу, ну да ладно, времена были тогда вообще весёлые), уже потом династически оформленную через Софию Фоминичну в 1469 году в концепт "Третьего Рима", в истории России был совсем другой период, о котором часто говорят скороговоркой: "типа, ладно, было и такое — тёмная страница, забудем, перевернём".

Я говорю о времени княжеских усобиц и монгольского ига. Именно внутри этого "тёмного периода" русской истории вызрело то, что потом несло, вместе с византийским блеском последующую русскую историю через века и меридианы. Я говорю о второй голове орла, о "папе" евразийской химеры:

Chinghishan

"Папа" евразийской химеры. Тэмуджин, известный также, как Великий Хан.

Трудно переоценить влияние идей этого человека на Евразию. Если моральным и культурным подвигом Софии Палеолог можно считать, пожалуй, единственный её шаг — разрушение козней Ватикана на "прививку" Руси западноевропейских, католических ценностей, то товарищ Тэмуджин — это уже птица совсем другого полёта.

В современной массовой культуре татаро-монгол часто рисуют эдакими "боевыми машинами", воинами без страха и жалости. Однако, даже ежу понятно, что, имея в 1184 году что-то в районе полутысячи соратников, построить к 1227 году (через сорок лет) Империю на полкарты Евразии без прорывной социальной технологии — невозможно. И эта технология у татаро-монгол была. Технология эта была отработана ещё во времена объединения Тэмуджином всех монгольских племён — и была эта технология первым записаным кодексом группового альтруизма.

Весной 1206 года, у истоков реки Онон на курултае всех монгольских племён Тэмуджин был провозглашён великим ханом над всеми племенами и получил титул «Чингиз-хан». Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство.

Вступил в силу новый закон — Яса Чингисхана. В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом — трусость и предательство.

Все население Чингисхан поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей из приближенных и нукеров. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие. Вооружённые силы Чингисхана, сформированные таким образом, составляли примерно до 95 тыс. воинов. Собственно говоря, с такой армией, да ещё и скреплённой силой морального закона Ясы, можно было идти хоть в пасть к чёрту, хоть к воротам Валгаллы — судьба Империи уже была предрешена:

Mongol_Empire_map

Русь почувствовала силу Орды уже в 1223 году. Битва при реке Калке стала не только битвой цивилизаций, она явилась и первым столкновением их моральных и социальных принципов. Она стала битвой социальных технологий.
Монголы тогда впервые, в лице русских, столкнулись с европейской армией, а Европа (опять таки - в лице русских) увидела силу Востока. Не Ближнего, ручного и защищающегося от крестоносцев исламского Востока, а Востока дальнего, который впервые после Атиллы пришёл на Запад. Пока лишь просто посмотреть (это был лишь разведывательный отряд Джэбэ и Субедэя), но потом — оставшись очень надолго.

Понимая, что тема, затронутая в статье, отнюдь не является самой простой в спокойном обсуждении, предлагаю читателям самим вынести суждения о правомерности действия сторон в том далёком 1223 году — самостоятельно вынести оценку убийству монгольских послов, примерять на себя силу монгольского обещания "да не прольется ни одна капля крови князей", представить себе действия Мстислава Удалого и Даниила Романовича при их бегстве с поля боя — и многое другое, что само не является войной, но тем, что эту войну окружает, двигает и поддерживает.

Моё же мнение, что тогда монгольский дух оказался не в пример сильнее духа русского. Что бы мы не подразумевали под "монголами" и "русскими".

Но русские, как мы помним, умеют быстро учиться. Ведь русская химера, тогда, стараниями монголов, уже получила свою вторую голову и свой второй набор "цивилизационных генов".
Запустив себе под кожу восточную силу, Русь незримо уже превратилась в будущую Империю.
Но настоящая история евразийской Империи началась немного позже.



Tags: Россия, цивилизация
Subscribe
promo crustgroup september 5, 2012 16:48 88
Buy for 100 tokens
Начиная цикл статей о ядерной энергии я постараюсь описать несколько моментов, которые часто проговариваются вскольз, либо вообще не упоминаются при разговоре о "ядерной альтернативе" ископаемым минеральным топливам. Стартанём собычных цифр и картинок, которые иногда гораздо более…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments