?

Log in

No account? Create an account

Делай, что должен

будет, что будет

Previous Entry Share Flag Next Entry
Что наша жизнь? (CIV29)
crustgroup
Для того, чтобы понять сущность истории, как мифа, стоит взять в качестве примера жизнь простого человека.
Не императора или царя, который всё же обладает немалой властью и может оставить после себя что-то монументальное — гробницу, триумфальную арку или обелиск, не единого бога, который тотально застолбит свою территорию храмами, соборами, мечетями или капищами.
Простого человека — волею судьбы или злого рока рождённого в странное и страшное время перемен, во время которого лучше не жить и очень непросто даже умирать.

И пусть даже этот человек будет великим учёным. Да ещё и ставшим на пути известного проповедника. И будет убит религиозными фанатиками. Да ещё и будет при этом красивой и умной женщиной.
Тогда это позволит нам понять структуру исторического мифа во многих его интересных — и одновременно неприглядных деталях.

Речь пойдёт о Гипатии Александрийской, жившей в начале "тёмного времени" Рима в  Египте, который входил тогда в состав Восточной Римской Империи.
Начиная с этого момента — что есть миф, а что есть реальность — решать уже вам. Ведь я просто буду выкладывать текст, иллюстрации и ссылки.

Последний образ Гипатии появился в фильме "Агора", который вышел на экраны в 2009 году:

PR20120627164228

Надо сказать, что образ получился сочный, рельефный и правдивый. Я не удивлюсь, если в каком-нибудь ХХХ веке н.э. эпоху краха Рима будут рассматривать именно через образ Гипатии, созданный в этом фильме.
На реквизит и спецэффекты в фильме не поскупились, декорации построили знатные, да и Рейчел Вайс, изображающая  45-летнию учёную, даже при смерти очаровательна и привлекательна.

Однако — много ли в этом современном образе от реальной Гипатии, жившей между 370 и 415 годами нашей эры?

Посмотрим вглубь веков, снимая слой за слоем покровы мифа и пытаясь добраться до первоисточника, до той информации, из которой вырос современный образ.

Вот Гипатия образца 1885 года, кисти английского художника Чарльза Уильяма Митчелла, одного из подражателей Рафаэля:
365px-Hypatia_(Charles_William_Mitchell)

Как видите, такой фильм уже нельзя было бы рекомендовать рейтингом МРАА по категории R 12+ — присутствует обнажёнка, характерная для неорафаэлитов. Но к образу реальной Гипатии мы по-прежнему не приблизились ни на йоту.

У Гипатии даже есть историческое фото, сделанное в 1867 году:

355px-Hypatia,_by_Julia_Margaret_Cameron

Правда, конечно, это не Гипатия, а фотография Джулии Маргарет Камерон, одной из первых женщин-фотографов, которая выбрала Гипатию, как образ модели на одном из своих портретных фото.

Если же мы будем двигаться дальше, к первоисточникам этого образа, то упрёмся в очень интересные подробности его возникновения.

Отец Гипатии, Теон Александрийский, был последним управителем Александрийской библиотеки. Последним — потому что библиотека была полностью сожжена христианскими фанатиками вместе с его дочерью, Гипатией.

Впрочем, даже столь масштабное событие, как утрата крупнейшей и старейшей библиотеки античности (всё-таки Библиотека собирала манускрипты и папирусы целых 600 лет), оказывается в источниках размазанным по трём сотням лет и по десятку "исполнителей". Например, Плутарх винит в утрате библиотеки ещё Юлия Цезаря, Эдуард Гиббон указывает на христиан, Григорий Бар-Эбрей винит мусульман, а авторы Британской Энциклопедии возлагают основную вину на императора Аврелиана.
В общем, как ни крути — это у победы много отцов (хотя на триумфальной арке в Риме предпочитали писать только одно имя), а вот поражение — всегда сирота.

Поэтому нет исторических "авторов" у процесса уничтожения 700 тысяч папирусных свитков Александрийской библиотеки. Поскольку даже тогда такой акт считался варварством и вандализмом.

Ну а что с самим Теоном? Откуда мы знаем о нём?
Мы знаем о Теоне из Суды. Что это такое?

Это византийская энциклопедия конца Х века. Некоторые части Суды, судя по лексике, дописывались уже XI веке, когда в Киеве уже стоял храм Софии. То есть, даже если принять за веру факт датировки Суды Х веком нашей эры, то получается, что с момента гибели Александрийской библиотеки и Гипатии прошло "всего-то" около 600 лет.

Однако ещё интереснее материальный артефакт, на основании которого восстановлен текст Суды. Впервые Суда была издана... в Милане, в 1499 году. Никаких более древних — рукописных, а тем более — печатных изданий этого труда не сохранилось. Полистать то, миланское издание Суды можно, например, вот здесь. Оно существует, но не имеет, понятное дело, к Х веку, а тем более — к веку V никакого прямого отношения.
Вы хотели посмотреть на Гипатию? Смотрите на Рейчел Вайс — актриса в самом соку, я вас уверяю, смотреть есть на что.

Хорошо. Разобравшись с папой Гипатии, постараемся понять, откуда мы знаем о фигуре самой учёной.

Единственное историческое упоминание о Гипатии мы встречаем в трудах некоего Сократа Схоластика, иногда ещё называемого Сократом Константинопольским.
Жил этот историк в одно время с Гипатией, и его годы жизни лишь немного сдвинуты вперёд от короткого века героини нашего рассказа — родился Сократ Схоластик на 10 лет позже (380), а умер через 24 года после Гипатии (439).

Учителями Сократа, судя по его упоминаниям, были грамматики по имени Элладий и Аммоний, как раз и прибывшие в Константинополь из Александрии, где они были языческими жрецами. Надо сказать, что Александрию христиане жгли долго и со вкусом. Первое восстание, сопровождавшееся разгромом храмов, которое и принудило Элладия и Аммония к изгнанию, состоялось в Александрии ещё в 391 году нашей эры, за 24 года до гибели Гипатии.
Этот был разгром, во время которого, в частности, был разрушен храм Серапеум, где хранились уцелевшие свитки Александрийской библиотеки. Сколько свитков точно погибло в Серапеуме именно в 391 году — не знает никто. Кто их считал тогда, эти свитки?

Однако, вернёмся к Сократу Схоластику и к его работе. Называется она «Церковная История» и состоит из целых 7 книг.

Вот как рассказывается о смерти Гипатии в этой книге:
"Так как она очень часто беседовала с Орестом, её обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, а куски тела снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста."

История, конечно, не пастораль совсем, но неплохо характеризует нравы того момента.
Однако нам важен другой аспект данного события — а именно, что из себя представляет «Церковная История»? Не в виде записи в позднейшем цитировании ( "Рейчел Вайс в роли Гипатии бесподобна! Какая игра! Какой трагизм!" ), а лишь в виде первоисточника.

Первое издание «Церковной Истории» на греческом языке было осуществлено... в 16 веке Робертом Этьеном в Париже, в 1544 году, на базе «Codex Regius» 1443 года.
Фундаментальным же ранним изданием, тем не менее, стал труд Генрикуса Валесиуса (Анри Валуа), вышедший в Париже... в 1668 году. При составлении текста он сопоставлял несколько дошедших манускриптов: «Codex Regius», «Codex Vaticanus», «Codex Florentinus», а также пересказ Сократа Схоластика Теодорусом Лектором («Codex Leonis Alladi»).

С текстом того же Codex Vaticanus можно ознакомится, например, вот по этой ссылке.  Однако, например, проблема "Ватиканского кодекса" в том, что это лишь... неполный текст Библии на греческом языке. Если что, полное оглавление данного кодекса есть даже в Википедии, можете сами поискать там жизнеописание Гипатии или истории церкви и византийских императоров, которое можно прочитать полностью (7 книг всё-таки!) по гиперссылке над описанием смерти Гипатии.

Сама история Ватиканского Кодекса тоже достаточно показательна.
Сейчас считается, что это текст Библии на греческом, созданный ещё в IV веке нашей эры. Однако в Ватикан официально кодекс попадает только в XV веке, когда его дарят на Базельском соборе римскому папе. В 1475 году рукопись была упомянута в первом каталоге Ватиканской библиотеки. Вот отсюда, собственно говоря, и возникает материальная история. Остальное можно трактовать по вашему собственному пониманию, что есть истина, а что её исторический образ.

Поэтому, я думаю, что и фигура исторического Роберта Этьена, издавшего "Церковную Историю" в Париже и рассказавшего миру о судьбе Гипатии, вас после всего изложенного тоже не сильно удивит.

Robert_Estienne

Королевский типограф, убеждённый кальвинист, в своём завещании приказывающий детям, под страхом лишения наследства, строго придерживаться кальвинизма, сторонник немедленного сожжения Рабле (который "Гаргантюа и Пантагрюэль") на костре, неумолимый реформатор, критик Сорбонны и противник католического прочтения Библии.

В общем человек весьма показательной судьбы — и весьма спорных моральных качеств.
Ну и, безусловно, живший где-то через 1100 лет после Гипатии Александрийской.

В общем, часто ожидая увидеть (а это вполне возможно в современном, насыщенном информацией, поисковыми роботами и перекрёстными ссылками мире) под какой-то историей мощный документарный фундамент, почему-то натыкаешься на историческую труху и туман. И, понятным образом, этого тумана и трухи больше всего в моменты самых больших потрясений, как во времена между V и Х веками нашей эры.

Но ещё интереснее, когда ты что-то ищешь в старых документах или картах, а находишь там то, чего не может там быть по определению. Например, вот такое:

istanbul2

Это карта Константинополя 1550 года выпуска. Если что — вот она в крупном масштабе, с описанием где она хранится и с авторством некоего Себастьяна Мюнстера, умершего уже в 1552 году.
Всё хорошо на этой карте. Только одной мечети на ней быть ну никак не может.


promo crustgroup september 5, 2012 16:48 88
Buy for 100 tokens
Начиная цикл статей о ядерной энергии я постараюсь описать несколько моментов, которые часто проговариваются вскольз, либо вообще не упоминаются при разговоре о "ядерной альтернативе" ископаемым минеральным топливам. Стартанём собычных цифр и картинок, которые иногда гораздо более…

Может, художник провидецц, прозёрший своим натруженным оком лет на семь вперёд.
Может, как-то заглянул в эскизы.
Может, картинка нарисована несколько позднее той даты, которая под ней стоит;).
Но вот вопрос. "Невозможная мечеть" -- это то, что на этой картинке примерно в верхнем правом углу города, рядом с огромной квадратной как-бы-башней? Окруженная маленькими такими купольными муравейничками? В вики-статье про Сулеймание прописаны четыре минарета, а на карте башен только две, и они несколько неканоничны для минаретов. Мечеть достраивалась? Или она сооружена с частичным использованием какого-то христианского храма? Или просто поставлена на месте разрушенного х.х. с похожей композицией? На мысль о "просто поставлена" наводит и вот это: http://drevo-info.ru/pictures/35.html , см. "церковь св. Иоанна в Петре" -- примерно то же место.

Может быть так, как сказали вы.
Может быть - на месте христианского храма.
Может быть - это вообще языческий храм.

Нет нормальных документов.
Есть артефакты, есть отсутствие письменных свидетельств.
Есть проходимцы, писавшие постфактум (и через 500, и через 1000 лет), заполняя по своему разумению вакуум "тёмных веков".

Поскольку были они люди набожные и фанатичные - получилась страшная фигня.
Что-то между религиозным текстом и героическим эпосом. "Я так вижу".
Ходульные императоры, неправдоподобные войны, выпавшие куски шириной по 50-100 лет.

гм )

а вывод? )

вижу даты, не совпадают. а дальше что? )

А дальше - думайте сами.
Мечети обращают на Мекку, православные храмы - на восток.
Карты Гугла теперь доступны всем - и ориентацию Св. Софии или Сулеймание теперь можно посмотреть, не вставая с места.

Если начать ковыряться даже в пока очень скудных данных по гаплогруппам, то... то ничего хорошего не выходит. Либо вся привычная нам история ммм... какая-то не такая, либо мы неверно понимаем механизм гаплогрупп.

Вполне возможно - в современном, насыщенном информацией, поисковыми роботами и перекрёстными ссылками мире найти во многих местах историческую труху и туман. ;)

Галковский - шизофреник со справкой.

Карта датирована 1550 годом, мечеть начали строить в том же году, и то что на карте она уже в готовом виде никак не говорит ни о каких "трухе и тумане" истории, а как раз вполне разумно и естественно вписывается в реалии того времени - очевидно, что строительство крупной мечети было событием незаурядным, планы были известны, место стройки определено, макет тоже где-то был. Человек, составлявший карту города, несомненно, вращался в определенных кругах и имел доступ к информации о начатом строительстве, а также скорее всего и к эскизам и наброскам тоже (крайне маловероятно что они составляли государственную тайну - зачем?).

А раз знал, и видел макет, то совершенно естественным решением при составлении карты было бы поместить на нее мечеть в уже готовом виде, потому что:

1. Не было никаких оснований сомневаться в успешном завершении строительства, так как проект продвигал сам султан лично.

2. Не было никакого смысла рисовать на этом месте стройплощадку - карты тогда составлялись редко и надолго, такие как на примере лет на 50 если не больше. Гугл мапс тогда, извините, не было. Также как и навигаторов с GPS с обновляемыми в реальном времени картами (которые впрочем и по сей день изменения на местности отнюдь не всегда в реальном времени отражают). Поэтому вполне разумно было несколько предвосхитить события, зная о запланированном строительстве. Все равно следующую карту будут рисовать еще нескоро, а цена неточности совершенно незначительна - ну обнаружит путник на месте нарисованной мечети только наполовину возведенное здание, и что? Карта на европейцев рассчитана, поэтому ее пользователь явно не молиться к этой мечети направлялся, а потому несильно расстроился бы. Ну а после завершения строительства, карта уже с достаточной для того времени точностью отражала бы реальность.

Есть мнение, что Гипатия выглядела вот так:
https://www.arhivarrus.com/images/stories/ww5/271.jpg
типа фотка на лице мумии, которая была завернута в саван при погребении.
Не совсем понятен смысл поста - время гибели Гипатии, время заката Западной Римской империи, но для Византии (где убийство Гипатии и происходило) период взросления только начинался, например в это же время был создан Codex Theodosianus, который в бывшей Западной империи использовался даже во времена Карла Великого.

У Вас очень интересный и познавательный блог, но этот пост и история положенная в его основу не очень удачна в качестве примера темных веков.

Уничтожение памятников античности началось воинствующим христианством при Константине и на свою проектную мощь вышла при Феодосии, при чем Серпантуса (уничтожение храма которого Вы приводите в пример, произошло как раз в его правление) он особенно не любил - его святыни и статуи уничтожались наиболее активно. Но к "темным векам" все это не имеет никакого отношения.

"темные века" - в смысле "незадокументированные, недостоверные"

(Deleted comment)
Объяснения могут быть любыми.

Карта неправильная, кибла неправильная:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кибла

только классическая история правильная.
Просто в такой момент надо понять - что миф, а что - реальность.


Edited at 2013-03-05 05:57 pm (UTC)

Старые карты особенно этого периода вообще очень интересны:
Например, карта турецкого подданного Рейса обезглавленного как раз во время изготовления карты, указанной в посте, кроме возможного изображения Антарктиды частично безо льда (что многими ставится под сомнение), очень точна по долготе - Южная Америка и Африка, например, размещены на удалении по долготе в районе 2 градусов, при том что до изобретения Харриссоном своего хронометра оставалось каких-то 200 лет + атлантическое побережье Южной Америке изображено с учетом еще не исследованных на тот момент районов. Вроде как при написании карты Рейс использовал материалы из якобы полностью уничтоженной Александрийской библиотеки (в состава которой входил и храм Серпантуса)
Этот пост к тому, что с уничтожением древних реликвий не все так однозначно. Если их нет на просторах интернета или в открытом доступе, это не значит, что их вообще нет, т.ч. и документов по 5-10 веку.

Edited at 2013-03-05 04:51 pm (UTC)

Дык, Африка с Америкой разбегаются со скоростью роста ногтей. Вот за 500 лет 2 градуса и набежало...

даты карты и мечети в первоисточнике по какому летоисчислению? могла быть ошибка конвертации оттого, что есть 2 версии рождения Христа- 5500 и 5508 г от сотворения мира?

На карты есть ссылка в тексте статьи.
Там просто стоит 1550.

Вітаємо! Ваш запис потрапив у Рейтинг топ-25 популярних записів України!
За бажанням детальніше про рейтинги ви можете прочитати у розділі довідки.

После смерти Мюнстера в 1552 г. его «Космография» многократно переиздавалась со значительными добавлениями. Возможно эта картинка из более позднего издания? Здесь http://karto-mania.livejournal.com/2912.html та же картинка издания 1567 г., только внизу текст другой.

Меня больше удивило отсутствие минаретов вокруг Св.Софии.
Практика возведения храмов на фундаментах языческих капищ не должна удивлять. Обычное дело. Символизирует торжество христианской веры над верой поганою. Либо преемственность -все равно.
Касательно ориентации Св. Софии. то не известно в какой день года заложили первый камень и неизвестно какие ограничения накладывал облик города на ориентацию алтаря. Также направление алтаря могло соответствовать алтарю базилики заложенной на этом месте еще Константином, еще без канонов. Ее можно было ориентировать и на Иерусалим.

Касательно Гипатии.
Каждому времени - свои герои. Они характеризуют скорее их выбирающее время, а не самих героев. Так, раньше говорили и почитали св. великомученицу Татьяну (покровительницу русских студентов кстати). Ну у неверующих тоже должен быть контраргумент, отличающийся схожими формальными признаками. (ты мне я тебе) Вот на сценах и появилась Гипатия. И пользуется она поддержкой у феминисток, воинствующих атеистов и историков. Ну что ж. Дождалась. ) Фильм кстати отличный. Показывает смену мышления и формаций в головах одного поколения весьма наглядно. Художественная ценность у фильма безусловно присутствует.

Вопрос к автору. Про карту Пири-Реиса нет желания написать как-нибудь?

На которой Южная Америка до открытия Нового Света Колумбом?
Может быть и напишу.