crustgroup (crustgroup) wrote,
crustgroup
crustgroup

... Пролог. На правах небольшой рекламы.

Пролог

О конце света писать легко.

«Конец света», в том обыденном понимании, которое в него обычно вкладывают простые люди, безусловно, наступит.  Всегда будут проблемы с воспитанием детей, с постройкой нового дома или с посадкой очередной плантации многолетних насаждений. Точно также, рано или поздно (а лучше – и очень поздно) у любого человека возникают вопросы с пузом, с тёщей или с печенью, которые являются дуальным дополнением маленьких радостей от воспитанного сына, построенного дома или посаженного дерева.
В конце же этого многотрудного и интересного пути любого из читателей пока, к сожалению, ждёт персональный «конец света». Биологическая смерть.

Такими нас создала природа, такими мы рождаемся на божий свет. Наши младшие братья – бактерии или простейшие лишены этой двойственности рождения и смерти – по сути дела, в бесконечной череде своих делений, каждое из которых порождает две идентичные копии, они бессмертны.

Высшие же существа (конечно, тут слово «высшие» употреблено лишь в биологическом смысле) лишены этой примитивной и ни к чему не обязывающей череды вечного воспроизводства своих точных копий. Мы – к счастью или к сожалению – вынуждены рождаться, расти, влюбляться, производить непохожее и отличное от нас потомство и, в конце своего жизненного пути, умирать.

Безусловно, многие великие умы человечества пытались дать ответ на этот непростой вопрос: «Почему же мы все когда-нибудь умрём?». Все великие и малые религии, все мистические и философские доктрины, многие идеологические программы и художественные произведения  — так или иначе затрагивали этот вопрос: «Почему?». И, осознав всю бесполезность прямого обсуждения фатума или неизбежности, переводили его в гораздо более понятную плоскость «Зачем? (я живу)» или «Для чего? (я умираю)». Отсюда и возникал весь спектр ответов «За Бога», «За Веру, Царя и Отечество», «За Родину! За Сталина!» и ещё сотня других вариантов — в зависимости от конкретных обстоятельств и от исторического окружения, в котором находился тот или иной социум.

Точно так же, как вопрос личной смерти интересует всех и каждого, всегда не менее интересен всем думающим людям и вопрос жизни или смерти того государства и общества, которое незримо окружает любого из нас. Ведь человек, по сути, существо социальное — и реальные истории реальных Робинзонов всегда оказывались гораздо более печальными, нежели идиллическая картинка, нарисованная гениальным Даниэлем Дефо.

Поэтому, книги о глобальном «конце света» всегда пользовались, пользуются и, наверное, будут пользоваться неизменным успехом. Неизвестный автор «Апокалипсиса Иоанна» и известный всем автор «империализма, как высшей стадии капитализма» лишь описывали современный им мир, со всеми его пороками и недостатками — но, в итоге, написали вечные бестселлеры (как мы потом назовём их труды). Которые многие позднейшие читатели этих произведений с удовольствием растащат на цитаты, эпиграфы и пророчества.

Ещё проще снять фильм или написать художественный текст о «конце света». Наводнения, землетрясения, атомная война, кишки и кровища бурной рекой, толпы беженцев и тучи вулканического пепла, застилающего солнце. В конце фильма, конечно же, должен быть хеппи-энд, в котором Главный Герой на фоне разрушенного Нью-Йорка (это уже, конечно, канон – «Нью-Йорк должен быть разрушен!») нежно обнимает своих выживших родственников передними щупальцами. Родственники, понятное дело – это его жена и дети. Причём детей обязательно трое, и все трое — разного пола.

В общем, теперь обычно «конец света» описывается уже практически стандартно и стереотипно и может быть втиснут в некий сухой документ наподобие советского ГОСТа: с обязательным «введением» (где нам вкратце расскажут, где вся эта напасть, готовая сожрать мир, зародилась), «с составом» (где нам покажут мирную и спокойную жизнь главных героев), с «рецептом приготовления» (где нам собственно показывают или рассказывают о увлекательном процессе Апокалипсиса, Армагеддона и Джаггернаута) и с безусловными «методами контроля качества продукции» ( «Мир разрушен?: да/нет». «Да!». «Завершение программы работ. Хеппи-энд»).

На деле же, в реальной жизни, ситуация с «концом света» обстоит отнюдь не столь определённо и не столь естественно, как это описано у Святого Иоанна, Владимира Ильича Ленина или у Джеймса нашего Камерона в его классическом, теперь уже, «Титанике».

«Конец света» приходит к нам буднично, постепенно и каждый день. Нет Вавилонской блудницы, не слышно Ангела Вострубившего, не видно на небе Джаггернаута и даже Всадники Апокалипсиса если и скачут по нашим улицам то, сволочи, делают это уж как-то очень постепенно и незаметно.

Мир живёт, движется вперёд, занимается своей повседневной жизнью – и при этом «вдруг» оказывается в бессмертном и вечном состоянии – «верхи не могут, а низы не хотят».  Аннушка, разлившая масло час назад, и комсомолка-отличница, ведущая трамвай по маршруту, внезапно отрезают голову гражданину Берлиозу.

И все делают это в рамках своей обычной жизни, в рамках того привычного им социума, в котором они родились – кто двадцать, кто тридцать, а кто – и семьдесят лет тому назад.
Почему так происходит?

Происходит это потому, что наше общество меняется. Медленно, постепенно, но неотвратимо и неизбежно. И эта книга именно об этом – о том, как марафонский бегун коллективного человечества, набравший темп ещё 40 000 лет тому назад, бежит сейчас уже последние километры дистанции до столь далёких, но столь важных Афин. Воин-гоплит, победивший персов при Марафоне, спешит донести благую весть на форум. Он напрягает все силы и хочет сделать это как можно раньше. Что ждёт его в конце его пути: смерть — или радость и слава победы? И есть ли вообще конец у этого длинного и героического забега всего человечества? И где тот форум, на котором нас ждут друзья и близкие? Когда мы туда прибежим?
Именно об этом – эта книга.

И эта книга — отнюдь не религиозное пророчество и, конечно же, не голливудский блокбастер.  С одной стороны, здесь не будет кающихся грешников и божьей кары (хотя расплата за леность и самоуверенность, конечно, будет присутствовать). С другой стороны, вы не найдёте тут художественных полотен с картиной горящих Помпей и извергающегося Везувия (хотя о крахе цивилизаций прошлого и проблемах дня сегодняшнего тут будет рассказано порядком).

Эта книга — лишь скромная попытка анализа прошлого, рассказа о настоящем и прогноза того, что может произойти с нами в самом ближайшем будущем.
Tags: пик нефти, цивилизация
Subscribe
promo crustgroup september 5, 2012 16:48 88
Buy for 100 tokens
Начиная цикл статей о ядерной энергии я постараюсь описать несколько моментов, которые часто проговариваются вскольз, либо вообще не упоминаются при разговоре о "ядерной альтернативе" ископаемым минеральным топливам. Стартанём собычных цифр и картинок, которые иногда гораздо более…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →