crustgroup (crustgroup) wrote,
crustgroup
crustgroup

Categories:

Меня трудно найти, легко потерять — но невозможно забыть (HIST3)

Я очень люблю провинциальные музеи. Это всегда — кладезь «неудобных артефактов» и «нечаянных открытий», место, куда официальная власть и общепринятая идеология и религия не всегда может дотянуться с целью проведения либо тотальной зачистки исторического поля, либо в попытке отцензурировать и проинтерпретировать всю предыдущую историю в нужном и «единственно верном» ключе.
Краеведческий музей — это последнее прибежище настоящей, реальной истории, её тихая заводь, где и собираются все находки, которые по каким-то причинам слабо вписываются в мейнстрим.
А выкидывать-то их жалко! Ведь у каждого края и у каждой местности должны быть свои герои и своя история. И свои хранители. Которые не в жисть не отдадут алчному центру (где бы он не находился в тот или иной момент) то, что они с таким трудом нашли, а потом сохранили в своих залах и запасниках.
Они скорее выставят такую находку где-нибудь на скромном месте в своих залах и дадут ей неброскую и ни к чему не обязывающую подпись. Зачем дразнить гусей? Тот, кто хочет — тот и сам поймёт, что это «неудобный артефакт». Да и вообще. Тут так принято.
Это у вас, в текущей столице всё причёсано и приглажено. А у нас, «в дерёвне», всё может торчать так, как нам самим заблагорассудится. Это же наш музей.

Например, вы находите неприметный экспонат, в одном из провинциальных музеев. Экспонат маленький, невзрачный. Но он подписан. «Бронзовая статуэтка египетского бога Амона».

Амон

Проблема не в экспонате, а в том, что там написано дальше: «Египет, VII-I век до нашей эры. Конецгорское селище. Пермский край. Бронза».
Ведь это — Пермский краеведческий музей. Бог Амон. Египет. VII до нашей эры.

По прямой от Пермского края до дельты Нила, где можно было бы найти бронзовые статуэтки бога Амона — больше 5000 километров. Учитывая реалии того времени, путешествие от любого из египетских городов до северной пермской глухомани — села Конец Гор заняло бы несколько месяцев, а может быть — и несколько лет.
Кто был он, этот неизвестный путешественник? Насколько «нечаян» этот бог Амон в пермских лесах? Ведь и сейчас-то этот край беден людьми, а в то время, когда в Египте Аллах ещё не заменил Амона, в Пермском крае и вообще могло проживать не больше нескольких десятков тысяч людей. Слишком суровые тогда (да и сейчас) условия были на севере России, чтобы прокормить больше народа.
А на этом фоне даже находка одной статуэтки уже свидетельствует о многом. Ведь её, и в самом деле, было очень трудно найти. Но её нашли!

Ведь некоторые народы, о важной роли которых в истории мира мы знаем из учебников, оставили нам в качестве материального наследства немногим больше, чем эта скромная статуэтка египетского бога.
Например, всё, что мы знаем о гуннах — это всего два имени их вождей: Аттила и Бледа. Языка гуннов у нас нет, похоронного обряда нет, керамики нет, жилищ... ну, в общем-то, тоже нет.

В качестве гуннских артефактов в музеях мира демонстрируется вот такие находки:

Это «реконструкция» гуннского обеденного котла из музея государственности Татарстана. Ведь официальный, столичный Татарстан сегодня хотел бы вести свою историю от гуннов, тюрков и татаро-монголов. Отчасти монополизируя право на сюжет «страшных и храбрых воинов-кочевников, которые в одиночку сокрушили Рим!»

Но вот «реконструкция» его обеденного котла-коллеги родом из краеведческого музея Полтавы:



Как видите, в Полтаве котёл ничуть не хуже, чем в Казани. Проблема в другом: других артефактов гунны нам не оставили. И свой родной, гуннский язык по дороге потеряли. Как напишут потом «были без остатка ассимилированы оседлыми народами Европы». Вот такая вот подгонка исторической реальности материального мира под заданные строчки о гуннах из сочинений Аммиана Марцеллина.
Описания гуннов, оставленные Аммианом Марцеллином, поражают нас до сих пор своей замечательной «античной неполиткорректностью»:
«Так как при самом рождении на свет младенца ему глубоко прорезают щеки острым оружием, чтобы тем задержать своевременное появление волос на зарубцевавшихся надрезах, то они доживают до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов. Члены тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, они имеют чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей, или уподобить тем грубо отесанным наподобие человека чурбанам, которые ставятся на краях мостов.»

Интересный способ лишить себя бороды, неправда ли? Да и описание гуннов получается какое-то инфернально-мордорское. Гоблины у Толкиена получились и того симпатичнее.
Да вот проблема: нет в захоронениях античной Европы людей монголоидного типа, под описание которых хоть как-то можно подогнать слова Аммиана Марцеллина.
Чьи слова, собственно говоря, подогнал нам вот такой занятный персонаж:

Gianfrancesco_Poggio_Bracciolini

Любвеобильный был товарищ. В возрасте 56-ти лет женился на 18-летней девушке, родившей ему шестерых детей. Вдобавок к четырнадцати уже заведенным им внебрачным. Поэтому в деньгах (и в приносивших ему эти деньги «античных» рукописях) Поджо Браччолини нуждался всю жизнь.
За что мы и должны быть ему, в общем-то, благодарны: именно он подарил нам античные рукописи Вегеция, Марка Манилия, Аммиана Марцеллина, Витрувия, Петрония, а также «Воспитание оратора» Квинтилиана, «Сильвы» Стация и полную рукопись Лукреция «О природе вещей», считавшуюся утраченной после падения Римской империи.
Говорят, Браччолини приложил руку и к созданию гения Публия Корнелия Тацита, но тут я уже считаю, что злопыхатели хватили лишнего. Как говорится — «не пойман — не вор».

Итогом такого творчества Браччолини явлся весьма интересный исторический артефакт: так называемый стиль азианского красноречия, присутствующий в тексте «Деяний» Аммиана Марцеллина. Язык «Деяний» отличается чрезвычайной витиеватостью, риторичностью содержит прозу, ритмизированную созвучиями, которые сближают её с рифмованной поэзией. Рассказ Марцеллина характеризуется введением в строгое исторические произведения экскурсов — отступлений от основной темы повествования , при этом — подчиненных отдельному сюжету, значительных по объёму и посвященных какому-либо вопросу, прямо не относящемуся  к описываемым в «Деяниях» событиям — политической истории позднего Римского государства.

При этом, я должен подчеркнуть: я отнюдь не считаю, что Римской империи не было. Этот монстр, как я уже много раз писал, оставил в своих «краеведческих музеях под открытым небом» такую массу артефактов, что игнорировать их просто глупо.
Но вот кем был написан конкретный текст «Деяний» Аммиана Марцеллина — реальным Марцеллином, жившим на излёте Римской империи или же отчаянно нуждавшемся в деньгах Поджо Браччолини — для меня, в общем-то, вопрос открытый.

Ведь не было у Марцеллина достаточно бумаги, чтобы оттачивать своё красноречие и позволять себе экскурсы на полстраницы про птичек и про мораль, а вот у Браччолини было вокруг полно артефактов с латинскими надписями, по которым можно было легко выучить латынь в сколь угодно глубоком виде. И потом зарабатывать себе на жизнь созданием трудов «античных авторов».
Ведь настоящие, римские надписи, которые дошли до нас в физическом камне, очень лаконичны. И повествуют, в общем-то, об обыденном и неинтересном. Например, о ввозных пошлинах и тарифах римского порта, расположенного когда-то на месте современного турецкого города Демре:

Тариф

Который, в общем-то, для масштабов Турции ещё более провинциален, нежели Пермь для масштабов России.
И, что характерно, колонну с описанием римского тарифа никто никуда не выбросил — её тут же приспособили в качестве сполии в новый храм, якобы построенный сами Николаем Чудотворцем в тогдашнем Демре.
Вот он сегодня:

turkey_sights_154

Видите красивую колокольню на заднем плане? Замечательный артефакт, но противоположный по смыслу римской тарифно-портовой колонне в основании храма.
Эта колокольня построена... в XIX веке.
В 1850 году развалины храма посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на его восстановление — подобно туристической теме сегодня — тогда предполагалось создание впоследствии нового центра христианского паломничества в Османской империи. В результате, были куплены руины церкви и прилегающий к ним участок земли. В начале 1858 года начались восстановительные работы. В конце 1874 года российским Святейшим Синодом был дозволен сбор средств для сооружения здесь монастыря (русский посол в Константинополе граф Игнатьев де-факто передал храм в ведение русского Пантелеимонова монастыря на Афоне); образовавшийся «мирликийский капитал» в размере 223 000 рублей в сентябре 1888 года был передан из хозяйственного управления Синода в Императорское Православное Палестинское общество.
Именно тогда и была построена искомая колокольня и проведена «реконструкция» купола церкви. Как он выглядел изначально, при жизни Святого Николая — тайна великая есть.
Ведь, на самом деле, Муравьёв в 1850 году посетил уже развалины базилики VIII века, которая являлась уже третьим храмом на месте изначального храма времён Николая. Если, конечно, придерживаться канвы рассказа Аммиана Марцеллина. В смысле — Поджо Браччолини.

Настоящую историю, настоящие артефакты очень легко потерять в процессе постоянного дописывания, доделывания и забывания истории.

Вот так и воюют артефакты и рукописи, фальсификаторы и историки, археологи и коммерсанты или паломники.
Артефакты говорят очень редко, но их слово — весомо и непреложно. Их мучают, их разбирают на части и собирают снова, но их очень трудно уничтожить полностью.

«Меня трудно найти, легко потерять, но невозможно забыть».

Это о них. О «нечаянных артефактах» из музейных витрин и выставок под открытым небом.

Кстати, вот вам и виновница недавнего нашумевшего празднования 1000-летия Казани. Ничем не лучше статуэтки бога Амона из глухой пермской деревни Конец Гор:

Найдена в культурном слое Казанского Кремля. Что свидетельствует лишь о том, что Казань основана после 930 года нашей эры. Но — отнюдь не 1000 лет назад.
Это, в принципе, такой же нечаянный артефакт, как и Амон в пермских лесах. Просто он пришёлся к месту и ко времени.
И не более того.

(продолжение следует)

Ведь в продолжении у нас вообще встретятся Двуглавый орёл, звезда Давида, Всевидящее Око и арабская вязь...
А в таком бардаке уже без поллитры — ну никак не обойтись.
Это вам не египетский бог Амон в пермских лесах и болотах.
Subscribe
promo crustgroup september 5, 2012 16:48 88
Buy for 100 tokens
Начиная цикл статей о ядерной энергии я постараюсь описать несколько моментов, которые часто проговариваются вскольз, либо вообще не упоминаются при разговоре о "ядерной альтернативе" ископаемым минеральным топливам. Стартанём собычных цифр и картинок, которые иногда гораздо более…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →