crustgroup (crustgroup) wrote,
crustgroup
crustgroup

Category:

Пояснения к "Лоскутному одеялу" (CIV70)

В связи с дискуссией о трансгуманизме, которая буйным цветом сейчас живёт в комментариях к прошлой статье, позволю себе небольшое пояснение к финальной фразе.

В оригинале «Бегущего по лезвию» киборг-репликант Рой Батти, которого играет Рутгер Хауэр, говорит следующую фразу:

bladerunner

I've seen things you people wouldn't believe. Attack ships on fire off the shoulder of Orion. I watched C–beams glitter in the darkness at Tannhauser Gate. All those moments will be lost in time like tears in rain.
Time to die.


В переводе на русский это звучит так:
«Я видел нечто, во что вы, люди, просто не поверите. Горящие боевые корабли на подступах к Ориону. Я видел Си-лучи...мерцающие во тьме близ врат Тангейзера. И все эти мгновения исчезнут во времени как слёзы под дождём. Пора умирать.»

Происходит этот диалог на крыше здания, под дождём. В этот момент фильма происходит кульминация сюжета: полицейский агент Рик Декард повержен киборгом-репликантом Батти и находится полностью в его власти.
При этом, в общем-то, репликанту не надо ничего делать для гибели Рика — герой Харрисона Форда беспомощно висит на карнизе здания и может сорваться вниз с громадной высоты, если киборг-Батти не подаст ему руку.



Слова Батти имеют в себе сразу две аллюзии: на роман «Так говорил Заратустра» основоположника иррационализма — немецкого философа Фридриха Ницше, и на оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер».

Слова Ницше о сверхчеловеке прекрасно ложаться на речь героя Хауэра: в мире воображаемого будущего киборг-репликант Рой Батти создан корпорацией «Тайрелл» под звучным девизом More human than human — «Больше человек, чем сам человек».
Перевод же имени киборга «Рой» с французского звучит именно как «властитель, царь», с отсылкой на концепцию сверхчеловека (Übermensch), которую как раз и ввёл в оборот Ницше в своём романе «Так говорил Заратустра».
Если вы не читали этого романа, то уж увертюру Рихарда Штрауса с одноимённым названием вы уж точно слышали:


Да, это не «Что? Где? Когда?» на котором в СССР лепили образ советского сверхчеловека-интеллектуала, а музыка немецкого романтизма XIX века.
Кроме этой передачи, конечно же, мы знаем и ещё одно произведение, где звучит музыка Штраусса — это «Космическая Одиссея 2001 года» режиссёра Стенли Кубрика.

Причём в «Космической Одиссеи 2001 года» Стенли Кубрик похулиганил с музыкой двух Штрауссов — старшего (Иоганна) и младшего (Рихарда) ещё больше, чем Риддли Скотт с фразой Батти, положив на саундтрек фильма вдобавок к музыке Рихарда Штраусса ещё и вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», который звучит во время стыковки челнока с Земли с космической станцией на околоземной орбите.



Но, вернёмся к «Бегущему по лезвию».

Опера Вагнера, название которой изящно вплетено Риддли Скоттом в слова Роя Батти, повествует о ещё одном сюжете, который противоположен идее сверхчеловека Ницше: о том, что невозможно жить в мире перманентной неги и наслаждений, что у любого человека есть в жизни сверхцели и сверхзадачи, без постоянного решения которых он не просто не может превратится в сверхчеловека — а, скорее всего, просто потеряет и те остатки человечности, которые есть у него и которые отличают его от обычной обезьяны.

bladerunner-harrison-ford

Фигура же Рика Декарда, который противостоит Рою Батти в финальной сцене, ещё более загадочна. Во-первых, в его имени есть прямая отсылка к фигуре родоначальника рационализма — Рене Декарта. То есть, на самом деле это не просто драка между «белокурой бестией»-сверхчеловеком в исполнении Рутгера Хауэра и обычным, рациональным человеком в исполнении Харрисона Форда: это и вопрос морального и нравственного выбора — и вопрос схватки между рационализмом (Декарт) и иррационализмом (Ницше) в мозгах людей.

В руке Батти в момент финальной сцены всё ещё торчит гвоздь с момента его драки с Декардом, порождая ещё один мостик — к другому, христианскому сюжету. Сюжету распятия Иисуса Христа.

Батти ставится режиссёром в нелёгкий выбор: либо следовать доктрине самого Ницше («Падающего толкни!», которую следует всё же понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть) — или же помочь и спасти Декарта, чтобы он осознал свою ответственность за смерть друзей Батти от его рук. Поступок репликанта кажется в итоге нам иррациональным: он спасает Декарда, несмотря на то, что ему пришло время умирать согласно его внутренней киборг-программе, и несмотря на то, что на протяжении фильма полицейский-Декард убвает по очереди всех его друзей и только что пытался убить и самого Батти.

Однако, за этим простым поступком Батти, который не просто ставит его выше Декарда, но и перечёркивает всю конструкцию «эмоциональной ущербности» репликантов, на которой строился весь фильм, есть двойное дно. Вот оно:

Blade_Runner_unicorn

В последних кадрах оригинальной версии «Бегущего по лезвию» мы видим фигурку единорога, сделанную в виде оригами из листа фольги. Вот этот общепринятый, окончательно выбранный Скоттом финал для его фильма:



Казалось бы, причём здесь глупая фигурка бумажного единорога?
Для понимания того двойного дна, который спрятал Риддли Скотт в «Бегущем по лезвию» надо вспомнить, как назывался роман Филиппа Дика, по которому и был поставлен «Бегущий по лезвию».
Название романа Дика — «Снятся ли андроидам электроовцы?»

Всё дело в том, что одним из фундаментальных отличий между репликантами и людьми описывается отсутствие у репликантов настоящей памяти и истинных чувств и эмоций: корпорация и общественность постулируют, что «это не люди».
Однако, в жизни никто из обычных людей неспособен отличить репликанта от настоящего человека, для чего и приходится выдумывать многоступенчатые психологические тесты, один из которых и показан в начале фильма:

5-replicant-test1

Декард отправляется в корпорацию «Тайрелл», где производятся репликанты, чтобы узнать, работает ли этот тест Войта-Кампфа на модели «Нексус−6», к которой и относятся сбежавший Рой Батти и его друзья. Президент корпорации Тайрелл, чтобы испытать и Декарда, и возможности новой модели репликанта, вынуждает его вместо репликанта сначала провести тест Войта-Кампфа на своей секретарше Рейчел, которую играет Шон Янг. К удивлению Декарда, Рейчел не проходит тест, хотя Декарду потребовалось задать ей около ста вопросов. После этого откровения Декарду сообщают, что Рейчел — это экспериментальный репликант с имплантированной памятью и эмоциональностью, но практически идентичный человеку и в этой ипостаси.

BladeRunner2

Пытаясь доказать свою человеческую природу, Рейчел показывает ему свою детскую фотографию с матерью. Декард с ходу перечисляет Рейчел и другие её «воспоминания», на деле позаимствованные Тайреллом у своей племянницы и имплантированные в её сознание, чем приводит девушку в полное отчаяние.

Но, затем, в одном из эпизодов фильма мы видим уже и самого Декарда, смотрящего на старые, чёрно-белые фотографии своей семьи. Поскольку в этот момент Декард находится на подпитии, он, перебирая эти старые фотографии под музыку Вангелиса, которой пронизан весь фильм, медленно погружается в сон.
В своём сне он и видит фигуру скачущего единорога, который привязан к его воспоминаниям об усопших родственниках. Об этом говорит и сам Риддли Скотт, ставя уже окончательную точку в том, что Декард — это репликант-киборг. Которому таки снятся электроовцы:



Но ещё больше загадок раскидано в других местах фильма. Когда Декард стал охотником за репликантами? В его воспоминаниях он занимается этим давным-давно. Однако, у создателя репликантов — изобретателя Себастьяна мы тоже видим фигуру единорога, стоящую на полу среди прочих игрушек, что наводит нас на мысль, что единорог — это стандартный сюжет для программирования репликанта.
В начале фильма нам сообщают, что на Землю сбежали шесть репликантов: трое мужчин и трое женщин. Декард охотится за четырьмя: командиром боевого отряда Роем Батти, базовой моделью для удовольствий Прис, солдатом Леоном и танцовщицой Зорой. Двое мужчин и двое женщин.
Кроме того, нам сообщают, что «два репликанта проникли в здание корпорации и были там уничтожены». Мужчина и женщина.

bladerunner-pris-roy-batty

Однако, по ходу фильма происходит странное: при первой встречи Роя с Декардом, тот сразу же называет его по имени: Рик. Ну а Прис встречает Рика фразой из произведения его далёкого тёзки, Рене Декарта.

Кроме того, при увеличении фотографии из комнаты Леона, Декард обнаруживает на ней человека, подозрительно похожего на себя, и алкогольный напиток, к которому неравнодушен и он сам.
Поэтому, судя по массе всех этих намёков, Декард был одним из тех шести сбежавших на Землю киборгов, а затем корпорация «Тайрелл» просто перепрограммировала Декарда, для того, чтобы он выступал против своих друзей-репликантов, захватив его при попытке проникновения в штаб-квартиру корпорации.
Та же участь постигла, судя по всему, и Рейчел, поскольку её нахождение даже в штаб-квартире «Тайрелла» на должности секретарши тоже противозаконно: киборги-репликанты запрещены на всей территории Земли.
Поэтому общественности и было объявлено, что два репликанта просто сгорели в защитном поле.

Ну и тогда, в общем-то, становится понятной и последняя фраза напарника Декарда — охотника Гаффа, которую он походя бросает Декарду:
«Ей не суждено долго жить. А впрочем, кто живёт?».
Он всё знает о Рейчел.

И, наконец, когда Декард вместе с Рейчел покидают квартиру, Рик на площадке перед дверью своей квартиры находит оригами-единорога. Оригами, которых непрерывно мастерит из обрывков бумаги его напарник Гафф.
Гафф знает и кто такой Декард. Он знает, что ни Рейчел, ни Декард не проживут долго — ведь оба они — лишь репликанты-андроиды из той же серии, что и убитые (отправленные в отставку) Риком Леон, Зора и Прис и погибший от ускоренного старения Рой Батти. Спасший своего друга Декарда.

Ну и в этом случае, в общем-то первоначальный, якобы «счастливый» конец, отвергнутый в итоге Скоттом, в котором Декард отвечает на вопрос Рейчел о том, когда она умрёт, фразой «никогда», оказывается ещё более трагичным и мрачным, нежели «открытый» конец итогового варианта фильма:



Декард и Рейчел едут по горной дороге, уверенные в том, что им предстоит долгая жизнь, но на деле двигаясь к своей скорой и неизбежной смерти. Смерти сверхлюдей, созданных людьми. Бегущих по тонкому лезвию. Прорывающихся через ворота Тангейзера к далёкому Ориону.

И да, оригинальные кадры съёмок горной дороги у Скотта никак не получались, в итоге чего он позаимствовал пейзаж у Стенли Кубрика. Из начальных кадров его фильма «Сияние»:



В общем, если вы уже смотрели «Бегущего по лезвию» — можете смело его пересматривать ещё раз. Увидите снова массу деталей, которые раньше ускользнули от вас.
Трансгуманизм — он вот такой. Важный во всех деталях.
Ошибаться нельзя — ибо цена ошибки — это жизнь разумного существа.

Subscribe
promo crustgroup september 5, 2012 16:48 88
Buy for 100 tokens
Начиная цикл статей о ядерной энергии я постараюсь описать несколько моментов, которые часто проговариваются вскольз, либо вообще не упоминаются при разговоре о "ядерной альтернативе" ископаемым минеральным топливам. Стартанём собычных цифр и картинок, которые иногда гораздо более…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 139 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →