?

Log in

No account? Create an account

Делай, что должен

будет, что будет

Previous Entry Share Next Entry
Нет гербовой бумаги. Пишем на обычной. Рассказ третий
crustgroup
23 декабря 2013 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) 4-го поколения «Александр Невский» в торжественной обстановке был передан военно-морскому флоту России, став первым серийным кораблём проекта 955 «Борей» и второй подводной лодкой этого проекта в составе ВМФ России.
Данный тип судов кроме совершенно идиотского названия «крейсер», которое со времён СССР лепили на корабли практически любых классов, носит ещё иногда и более точное название ПЛАРБ — «подводная лодка атомная с ракетами баллистическими» (бывает ещё и ПЛАРК — «подводная лодка атомная с ракетами крылатыми»).
Но, согласитесь, «крейсер» звучит гораздо приятнее адмиральскому уху, нежели какая-то там «лодка». Пусть даже и подводная.

Ну а американцы и англичане, не имея столько слов для описания того, что плавает под их флагами, называют этот тип судна ёмко и просто — SSBN, что расшифровывается, как Ship Submarine Ballistic Nuclear или же «подводный корабль с баллистическими ракетами».

Вот этот красавец. Это, правда, не сам «Александр Невский», но его предшественник — «Юрий Долгорукий». Первая, ещё экспериментальная лодка проекта 955, на которой отрабатывались пуски новой твердотопливной ракеты «Булава»:

Александр Невский

На заднем же плане, уже в качестве декорации для событий настоящего, у нас стоит лодка проекта 941 — знаменитая «Акула», самая большая из когда-либо созданных атомных подводных лодок в мире.
Вот об этой длинной истории создания кораблей, которые должны плавать под водой и нести то, что должно лететь в космосе, и постараюсь я рассказать. Рассказать с точки зрения ракет — так как именно ракеты и, шире того, носители ядерных зарядов и сами ядерные заряды незримо задавали конструкторскую мысль создателей подводных лодок, которые собирали, собирают и ещё долго будут «собирать лодки» вокруг капризной штуки, которая должна улететь в космос и принести свет и тепло в каждый вражеский город.


Надо сказать, что первые атомные заряды очень мало подходили для целей их быстрой и скорой доставки к территории возможного супостата.
Для понимания катастрофы с размерами, которая преследовала первые ядерные и термоядерные устройства, вот вам наглядное описание того пути, который прошли атомные бомбы за 1940е-1960е годы:

Nuclear_weapon_size_chart
В левом верхнем углу — бомба «Толстяк», которую США сбросили на Нагасаки в 1945 году. Бомба весила 4,6 тонны и была более 1,5 метра в диаметре при длине, превышающей 3 метра.

Ещё более внушительные размеры были и у первого термоядерного боеприпаса «Кастл Браво», который американцы взорвали на атолле Бикини.
Устройство «Креветка», несмотря на то, что оно уже использовало дейтерид лития и было гораздо компактнее первого испытания водородного оружия (взрыв «Майк»), которое и сами американцы величали не иначе, как «дом с жидким водородом», никак не было похоже на бомбу. Это было стационарное устройство весом более 10 тонн, которое на деле никак невозможно было использовать в виде реального боеприпаса:

Bravo_Shrimp_composite

В общем, эпитет «бомба», который поставили рядом с «Креветкой», был достаточно оптимистичным — в мире тогда просто не было толкового бомбардировщика, который мог бы утянуть такую громадину на сколь-либо значительную дальность. Да и выглядело это бы не менее комично, нежели испытание в Советском Союзе «царь-бомбы» на полигоне Новой Земли, когда термоядерное устройство пришлось крепить на внешней подвеске самолёта, из-за чего обводы бомбардировщика Ту-95 получились с лёгким налётом «беременности»:

259264_600

Такое несовершенство размеров и массы первых ядерных и термоядерных боеприпасов вынуждало конструкторов искать весьма необычные по нынешним временам технические и технологические решения для доставки света и тепла.

О том, чтобы спрятать первые атомные бомбы в головную часть баллистической ракеты, тогда никто и мечтал, ведь первая чисто  советская ракета  Р-2 / 8Ж38 (модификация знаменитой немецкой «Фау-2») забрасывала всего лишь 1 тонну на 300-километровую дальность, обеспечивая точность попадания всего плюс-минус полтора километра от заданной точки.

Такая вопиющая неточность, малая дальность и слабая грузоподъёмность первой советской баллистической ракеты, которая уже была более-менее пригодна для передачи в войска, натолкнула конструкторов на совершенно безумные по нынешним временам идеи.
Первоначально ракета Р-2 имела только фугасную боевую часть с обычным взрывчатым веществом. В силу этого, её эффективность, в общем-то, ненамного превышала по своему действию однотонную авиационную бомбу. В случае пуска ракеты не приходилось рисковать самолётами и пилотами бомбардировщиков, но опыт Второй Мировой войны показал, что даже обстрелы такой крупной и протяжённой цели, как Лондон, с помощью ракет «Фау-2» не дали в итоге никакого реального результата.

Поэтому в начале 1950-х годов для ракеты Р-2 было спроектировано два варианта боевых частей с боевыми радиоактивными веществами.
В 1940-х годах в СССР, в результате получения оружейного плутония и урана, образовывалась масса высокоактивных отходов. Девать их было, в общем-то тогда особо некуда, поэтому, в силу невозможности доставки света и тепла на головы супостатов, их решили в СССР полить радиоактивной грязью.
Короче, если кто читал Роберта Хайнлайна «Никудышнее решение», то это — не фантастика, а самая, что ни на есть, послевоенная реальность.
А что было делать? Летала ракета плохо, недалеко, а пуск её выглядел, как детский хоровод вокруг новогодней ёлочки:

AFH6e

Варианты головных частей с боевыми радиоактивными жидкостями, в лучших традициях советской военки назвали весьма отвлечённо-романтически — «Герань» и «Генератор».
Боевая часть «Герань» была снаряжена радиоактивной жидкостью. При высотном подрыве эта жидкость распылялась, оседая в виде радиоактивного дождя.
Боевая часть «Генератор» отличалась от «Герани» тем, что та же радиоактивная смесь размещалась в головной части ракеты не в общей емкости, а в большом количестве малых сосудов, каждый из которых разрывался над землей самостоятельно, то есть нечто типа кассетного боеприпаса.

В 1953 году, на полигоне Капустин Яр провели два пуска ракет Р-2 с боевыми частями «Герань» и «Генератор».
В ходе подготовки к старту ракеты с «Геранью» из головной части стоящей на стартовом столе ракеты по корпусу потекла струйка мутной жидкости. Вся стартовая команда бросилась бежать — несмотря на строгую секретность запуска, на полигоне ходили слухи о «радиоактивной жидкости» внутри ракет . Лишь руководитель старта, профессор Леонид Воскресенский, не спеша поднялся на установку на высоту хвостового отсека, артистично вытянул руку, размазал своим указательным пальцем стекавшую по корпусу жидкость, а затем облизнул «радиоактивный» палец. Боевая часть была лишь массо-габаритным макетом, заправленным обычной водой.

Пуски «Герани» и «Генератора» прошли удачно, но на вооружение они так не поступили.
Испытания же самих липких и жидких боевых радиоактивных веществ для «Герани» и «Генератора» были проведены в северо-западной части Ладожского озера. Изучались масштабы и степень заражения кораблей и береговых объектов при попадании на них радиоактивных жидкостей, а также средства и способы их дезактивации. Проведенные испытания разработанных составов и устройств хотя и подтвердили технические возможности радиологического оружия, но показали нецелесообразность дальнейшего продолжения работы — уменьшение ядерных боезарядов шло всё нарастающими темпами и необходимость в боевых радиоактивных веществах отпала.
Вскоре атомщики создали и спецзаряд под ракету Р-2, однако под него всё равно пришлось делать новую головную часть ракеты. В ноябре 1955 году были проведены летные испытания Р-2 с увеличенной головной частью. В войска ядерная боевая часть для Р-2 стала поступать с 1956 года.

Однако, как вы понимаете, поместить весь «наземный зоопарк» от ракеты Р-2 в весьма ограниченный объём подводной лодки по-прежнему было очень сложно.
Поэтому, первые проекты носителей атомного оружия для военно-морского флота выглядели, пожалуй, не менее гротескно, нежели ракета, заправленная боевой радиоактивной грязью.

Знакомьтесь, ядерная торпеда Т-15:

t15

Да, зрение вас не обмануло. Подводная лодка «проекта 627», первая советская атомная, которая разрабатывалась для ВМФ СССР начиная с 1953 года, фактически лишь «оболочка» для пускового аппарата громадной торпеды, которая имеет диаметр, как и «Толстяк» из Нагасаки, полтора метра.
Длина торпедного аппарата составляла 23,5 метра (22% от общей длины подводной лодки). На подлодке, кроме полутораметровой в диаметре торпеды, предусматривалась лишь установка двух носовых, стандартных 533-миллиметровых торпедных аппаратов с торпедами для самообороны. Запасных ядерных торпед не предусматривалось — их просто некуда было поместить в ограниченном объёме подводной лодки.
Масса торпеды Т-15 составляла 40 тонн, а масса её боевой термоядерной части — около 4 тонн. Основной вес торпеды приходился на аккумуляторную батарею, которая обеспечивала торпеде скорость в 29 узлов, при этом дальности хода составляла всего лишь 30 километров.
На такой скорости движения торпеды, при запуске её в сторону вероятного противника даже на предельной дальности, у подводной лодки проекта 627 было всего около 30 минут, для того, чтобы оказаться подальше от эпицентра будущего термоядерного взрыва.

Учитывая собственную скорость лодки в районе 30 узлов, понятен и концепт «одного выстрела»: за максимальные полчаса, отведенные её торпедой, лодка успевала отойти лишь на 20 километров от точки пуска, оказываясь всего лишь в 50 километрах от эпицентра термоядерного «привета» супостату.
Который планировалось делать в районе 100 мегатонн тротилового эквивалента. Напомню, что знаменитая «царь-бомба», взрывная волна от которой два раза обернулась вокруг земного шарика, имела мощность в два раза меньшую, чеем термоядерное устройство «царь-торпеды» — лишь 55 мегатонн.

Автором идеи создания сверхмощной ядерной торпеды считается Андрей Сахаров, который и предложил использовать в качестве «средства доставки» сверхмощного ядерного заряда разрабатываемые «подлодки-смертники» проекта 627. Это подтверждается и его собственными воспоминаниями. Данные торпеды предполагалось использовать против военно-морских баз США, а также для нанесения удара по городам находящимся на побережье, хотя против последнего варианта выступали многие, включая и военных моряков. В результате взрыва такой бомбы образовывался бы гигантская волна–цунами, которая бы и уничтожала, наряду с остальными факторами поражения ядерного взрыва всё на близлежащем побережье и далеко вглубь материка противника от его береговой линии.

Надо сказать, что такие безумные проекты были тогда скорее вынужденной мерой.
До появления компактного спецзаряда для ракеты Р-2 в распоряжении СССР, кроме проектов «Герани», «Генератора» и Т-15 было лишь около десятка свободнопадающих ядерных бомб «Татьяна» (изделие «Т»), которые на территорию США были способны только туполевские бомбардировщики Ту-4.

Tu4
b29
Найдите 15 отличий.

Ту-4 представлял из себя точную копию трофейного американского бомбардировщика В-29, который попал в распоряжение СССР в конце Второй Мировой войны.
Но в 1952 году эти тихоходные, оснащенный поршневыми двигателями, бомбардировщики для американских реактивных истребителей F-86 уже были легкой добычей. Кроме того, Ту-4 мог долететь до американских территорий только с промежуточной посадкой на ледовом аэродроме на каком-то из северных советских островов или же на плавучей льдине в районе Северного полюса. При этом экипаж бомбардировщика, как и экипаж подлодки, имел «билет в один конец» — топливо на обратный перелёт не предусматривалось. У пилотов бомбардировщика Ту-4 по завершению задания был единственный выход: попытаться долететь до мексиканской границы и там уже выброситься с парашютом.

Появление компактного ядерного боезаряда открыло наконец-то дорогу к установке баллистической ракеты на подводную лодку. Ну а решение вопроса с высококипящими компонентами позволило, наконец, перейти от теории установки ракеты на подводную лодку к реальности.
Первой ракетой, которая фактически попала на подлодку, была ракета Р-11 / 8К11, о которой я уже писал. Наш легендарный «Скад» был и первой ракетой, которая стартовала в СССР не с суши, а с моря.

Учитывая же, что первые американские атомные подлодки типа «Скейт» и экспериментальная подводная лодка «Наутилус» имели лишь торпедно-минное вооружение, а первая ракетная американская подлодка SSGN-587 «Хэлибат», вступившая в строй в 1960-м году, имела на вооружении лишь крылатые ракеты, то пуск ракеты Р-11Ф (индекс «Ф» с тех пор обозначал на ракетах отношение к флоту), который был осуществлён с экспериментальной подводной лодки Б-67 16 сентября 1955 года, был и первым в мире успешным пуском баллистической ракеты в море.

Запустившая первую баллистическую ракету подводная лодка Б-67 относилась к «проекту 611» и была дизельной подводной лодкой. Для Б-67 была проведена специальная модернизация по проекту 611Б, которая включала установку внутри ходовой рубки подводной лодки двух ракетных шахт для ядерных баллистических ракет Р-11ФМ.

611b

Ракета Р-11Ф при этом стартовала не непосредственно из шахты внутри подводной лодки, как это принято сейчас, а выдвигалась вверх из транспортного положения, находясь во время старта над рубкой подводной лодки.
Вот так выглядел первый в мире пуск баллистической ракеты с подводной лодки, который осуществили в СССР в 1955 году:

jKPpt

Руководил пуском непосредственно Сергей Королёв.
Ракета Р-11ФМ тогда пролетела всего 250 километров, но уже этого хватило для того, чтобы понять: за ядерными ракетами на подводных лодках громадное будущее.
Однако до концепции настоящей ПЛАРБ (ну или РПКСН, если вам так угодно) было ещё долго.

Ну а первая атомная советская подводная лодка проекта 627 была модернизирована с «царь-торпеды» на обычные торпеды калибра 533 миллиметра, к которым в то время уже был создан небольшой и компактный ядерный заряд. За период 1955-1964 годов в СССР были построены 13 лодок проекта 627. Гигантскую торпеду Т-15 заменили на восемь носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с общим боекомплектом в 20 торпед.

Ну а настоящую атомную подводную лодку с ядерными баллистическими ракетами ещё предстояло создать. И эта гонка между СССР и США развернулась уже в 1960-х годах.
Разобравшись с ядерными зарядами и сделав их более-менее компактными, конструктора столкнулись с другой проблемой: столь же трудно было спрятать в подлодку и саму баллистическую ракету.
Если вы, конечно, хотели пускать её скрытно, быстро и далеко от берегов возможного противника.

promo crustgroup september 5, 2012 16:48 88
Buy for 100 tokens
Начиная цикл статей о ядерной энергии я постараюсь описать несколько моментов, которые часто проговариваются вскольз, либо вообще не упоминаются при разговоре о "ядерной альтернативе" ископаемым минеральным топливам. Стартанём собычных цифр и картинок, которые иногда гораздо более…

Почему не реализовали "Сахаровский" сценарий ведения войны, используя цунами в качестве дополнительного фактора разрушения.
1. Монтируешь около шельфа этакую "мину".
2. ?????
3. PROFIT

Там даже дом с водородом прокатил бы, торопиться некуда...

Думаю, моральные ограничения были даже для случая неограниченной ядерной войны.
СССР ведь реально оборонялся от США, а не планировал нападать на их территорию.
Мины - это реально "прямая, явная угроза".

Re: Странно (Anonymous) Expand
Это не Ту-95 с Царь-бомбой, это банальный радиоразведчик Ту-142 одной из ранних серий.

Уже пофиксил. Купился на качество фото. Поставил уже кадр из хроники, который думал поставить вначале.
Впрочем, размера бомбы эта ошибка не уменьшила.

И все это время мы находились под атомным молотом США, да?

Реально - да.
Вплоть до начала 1960-х годов всё, что мы могли сделать - это сбросить с десяток бомб на Европу и забросать их радиоактивной грязью.
Против США до создания Р-7 и Р-16 выставлять было сугубо нечего.

Прорыв Ту-4 (и даже Ту-95 со свободнопадающими бомбами) до территории США в 1950-х годах - это, всё-таки, из области ненаучной фантастики.

Вітаємо! Ваш запис потрапив у Рейтинг топ-25 популярних записів України!
За бажанням детальніше про рейтинги ви можете прочитати у розділі довідки.

Что-то у Сахарова ни слойка не пошла, ни пл с суперторпедой, ни кузькина мать на дне океана. Да и последующая правозащитная деятельность не удалась. Выходит человек-мёртвая теория.

>Что-то у Сахарова ни слойка не пошла<...>человек-мёртвая теория.


- с каких хуев-то? Учим матчасть: http://crustgroup.livejournal.com/53152.html?thread=3751328&#t3751328

Схема Трутнева-Бабаева - прямой итог работы по слойке + большой вклад самого А.Д.

---

Вы б матчасть подучили бы и в более широком смысле - список работ, etc.

У меня, к примеру, знакомая, физик, занималась прямым его наследием - взрывмагнитными генераторами.

Edited at 2013-12-26 05:52 pm (UTC)

Прежде чем что-либо высмеивать, стоит задуматься, может имеет место просто недопонимание? Чтобы не выглядеть глупо.
Понятие "крейсер" для пл вполне подходит по смыслу, так как она может действовать длительное время автономно от остальных сил флота и решать задачи самостоятельно. Идиотизм генералов существует, как правило, только в головах кухонных интеллигентов, рассуждающих о том, в чем не смыслят.
Кроме того, встречалось мне интересное описание юридического казуса, в связи с которым по международному договору ходить через контролируемый турками пролив могут крейсера, а вот насчет авианосцев или ядерных подлодок там ничего не сказано. Отсюда могут расти ноги наименования некоторых кораблей не вполне подходящим, как кажется умничающим сетевым всезнайкам, названием.

"Если раньше у каждого руководителя имелось по одному любимому крейсеру, то при С.Г.Горшкове развернулась «крейсеромания» в невиданных доселе ни в одном флоте масштабах. Каких только крейсеров не появилось: противолодочные (пр.1123); противолодочные с авиационным вооружением, затем переклассифицированные в тяжелые авианосные и с легкой руки безграмотных борзописцев ставшие почему-то «авианесущими» (пр.1143); ракетные (пр.58, 1134 и 1164); тяжелые атомные ракетные (пр.1144); крейсеры управления (пр.68-У1 и 68-У2), ну и, конечно, оставшиеся классические, так называемые артиллерийские крейсеры (пр.26, 26-бис, 68-К и 68-бис). Мода на термин перекинулась и на подводное кораблестроение. Общепринятые в мире ПЛАРБ стали именоваться довольно «кудряво» и угрожающе торжественно: тяжелые атомные подводные крейсеры стратегического назначения — ТАРПКСН! — применительно к пр.941 или РПКСН для всех вариантов пр.667. Коротко, лаконично, по-военному! Лодки с крылатыми ракетами титуловались скромнее — атомные подводные крейсеры.

Короче говоря, крейсеров стало много, «хороших и разных», причем их водоизмещение уложилось в «сжатый» диапазон»: от 5 до 65 тысяч тонн (округленно). Это означало только одно — профанацию доселе устойчивого понятия «крейсер». На закате своего правления С.Г.Горшков потребовал разработать проект еще одного крейсера — «крейсера ПВО», концепция которого осталась совершенно непонятной и загадочной для даже самых преданных («Есть!», «Так точно!») и беспрекословных исполнителей любых указаний начальства. Несколько позже появилась идея «крейсера береговой обороны». По остроумному замечанию одного из офицеров Оперативного управления Главного штаба ВМФ: «Теперь нам осталось придумать «крейсер физподготовки» и все — воображения больше не хватит». Однако он оказался неправ. Первый заместитель ГК ВМФ адмирал флота Н.И.Смирнов буквально до конца своих дней прямо-таки терроризировал институты ВМФ, заставляя разрабатывать проект совершенно фантастического многоракетного «броненосного (?) крейсера», в основу которого были положены идеи, по сравнению с которыми романы Г.Уэллса и И.Ефремова казались скучной, обыденной повседневностью, не говоря уже о Жюле Верне..."

Ракетные крейсеры типа «Атлант» (проект 1164).
История создания
Капитан 1 ранга, кандидат военных наук, профессор В.П.Кузин

С моей точки зрения - с крейсерами в СССР всё же переборщили. Многие суда могут действовать в отрыве от главных сил флота - это сегодня практически норма для любого класса военных кораблей. Впорос, что не все они - крейсера. ;)

с момента появления полариса в 1960 ссср сильно отставал в брпл. аналогов же трайдент-2 20-летней давности нет до сих пор.

в то же самое время:

«…строительство надводного флота ВМФ СССР было неоправданно расточительным и нелогичным. Например, игнорировалась настоятельная необходимость строительства крупных авианосцев, без которых флот просто был неспособен вести полноценные боевые действия в условиях как локальных боевых конфликтов, так и неограниченной ядерной войны. В то же время надводный флот пополнялся 4-мя (!) типами крейсеров одновременно. Практически каждый судостроительный завод строил свой тип корабля (за исключением ССЗ им. А. А. Жданова, строившего параллельно два типа: пр. 956 и пр. 1155). При этом в богатой Америке строили крейсера только одного типа — «Тикондерога», да и то унифицированного со своим прототипом — эсминцами типа «Спрюэнс».

Разнотипность стала общей бедой не только в кораблестроении. Системы вооружения и радиоэлектронного оборудования, стоявшие на борту советских кораблей, также отличались большой разнотипностью. В течение последних двух десятилетий в СССР было введено в строй 45 типов боевых кораблей (ПЛ-АВ-КР-ЭМ-СКР), в США — 16 типов. На вооружение кораблей (без авиационного) было принято 30 типов ракет, в США — только 10 типов…»

БРПЛ "Трайдент-2" всё-таки стоит рассматривать непредвзято.
Чем вам "Синева" в сравнении с "Трайдентом-2" не угодила-то?

Скорее, можно говорить об отставании в СССР разработок твердотопливных БРПЛ.
Но даже это отставание сейчас наверстали - ведь "Трайдент-2" часто приводят в пример как по массе полезной нагрузки, так и по дальности, в то время, как надо понимать, что там: "либо нагрузка, либо дальность".
Но не оба параметра вместе.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Очередной ядерный офтоп.

Энергетическая компания USEC Inc., которая является единственным производителем урана в США, в начале 2014 года начнет процедуру банкротства
http://pronedra.ru/atom/2013/12/17/usec/

Re: Очередной ядерный офтоп.

В добрый путь. Давно ожидаемая новость.

>ПЛАРБ

есть мнение, что это как раз бэкроним от SSBN. РПКСН ничем не хуже - оценочные слова "идиотское название" такие оценочные :)

я конечно дико извиняюсь но...

(Anonymous)
Вы вводите людей в заблуждение.
мощность толстяка составляла всего 21 килотонн! (никак не "лишь 55 мегатонн.")

Re: я конечно дико извиняюсь но...

А где в тексте про 55 Мт "Толстяка"? У него 20 килотонн.
55 мегатонн - это мощность "царь-бомбы". "Изделия 602".

очень интересно!
спасибо

А почему КНР не может сделать себе несколько тысяч(как у России и США) ядерных боеголовок? Нет столько урана/плутония, нет технологий или могут но нет такого числа носителей для этих боеголовок?

Не будьте наивны. Всё уже сделано или делается высокими темпами, только в тайне. Косвенные доказательства: Китайцы построили тысячи километров тоннелей, так во время сильного землетрясения много тоннелей рухнуло и военные сразу оцепили район и никого туда не пускали. Что-то скрывают.

Спасибо интересно ,Вы не планируете написать пост о Крылатых противокорабельных ракетах .

60 лет разбазаривания бабла на никому не нужные цацки.

Сейчас хоть не так обидно - распил, у кого-то появляются крутые тачки и домики на Лазурном берегу, а в советские времена - все на металлолом.

Эти цацки не позволили превратить тебя в радиоактивный пепел. Если ты считаешь их ненужными - будь добр, убей себя любым удобным тебе способом.

[trollface.jpg] (Anonymous) Expand