crustgroup (crustgroup) wrote,
crustgroup
crustgroup

Category:

Соломон, я превзошёл тебя! (HIST7)

За время своей длительной истории храм Святой Софии перестраивался и переделывался много раз. Даже официальная история признаёт, что храм был превращён из христианской церкви в мечеть турками-османами.
Сейчас храм является музеем под охраной ЮНЕСКО и Турции — и, поэтому, даже громадные круглые кожаные полотнища османского времени с надписями на арабском уже тоже являются частью культурного наследия.
Вынести их из Айя Софии сегодня невозможно — они не пролезут во входные двери. Судя по их размерам — их собирали прямо в храме.

Osmans

С входных дверей Айи Софии мы и продолжим наш разговор о символах, которые вы можете найти в этом храме.

Во-первых, стоит сказать, что знаменитые мозаики Святой Софии, которые все привыкли отождествлять с изначальным храмом, появились там гораздо позже времени его постройки.
На сегодняшний день мозаики датируются периодом IX-X веков, что означает, что они были созданы, согласно традиционной трактовке хронологии, как минимум через 400 лет после постройки храма.
Впрочем, даже на мозаиках, кроме классических образов Иисуса и византийских императоров вы вполне можете увидеть в Айе Софии и вот такое:

krest

В целом же, нельзя сказать, что крестов в современной Айе Софии нет. Они есть и мусульмане отнюдь не страдали по-поводу тотальной зачистки чуждых им символов в захваченном храме. Кресты есть на входных мозаиках:

krest2

И даже на закладных мраморных балках входных дверей:

krest3

Правда, надо сказать, что данный конкретный крест я обнаружил на мраморной балке перекрытия небольшой двери, ведущей на «ложу императрицы» на втором ярусе.
А вот основная дверь храма на первом ярусе, через которую в Айю Софию якобы попадал сам император, несёт на своей балке совершенно иной символ:

rose

Символ этот уцелел и сохранился до наших дней, а в аккурат над ним расположена знаменитая мозаика, которую вы, конечно же видели во всех официальных проспектах Святой Софии:

mosaic1

Как он уцелел тут? Неизвестно. Как и непонятен сам символ цветка на входных дверях христианского храма.
В других местах, на дверях для простого люда на первом ярусе храма, какой-то символ, находившийся в похожем круге, безжалостно зачищен:

rose4

Находясь в Айе, очень трудно воспринимать её такой, какая она есть на самом деле. Сразу в голову лезет множество штампов и шаблонов, которые ты поневоле начинаешь применять к тому, что ты видишь своими глазами.
Под купол храма вознесены серафимы, которые смотрят на тебя своими оригинальными ликами. Один из серафимов расчищен реставраторами:

serafim

в то время, как про второго вам конечно же расскажут, что это «мусульмане обезобразили его лик, заменив его восьмиконечной звездой, поскольку лица людей запрещено изображать в мечетях»:

serafim4

serafim2

Но тут же ты вспоминаешь небольшое керамическое изделие, которое ты видел вчера в Археологическом музее в Стамбуле и внутренне улыбаешься:

serafim3

Это — тоже серафим. Изображённый на керамическом яйце, переданном в музей керамики из мусульманской мечети начала XVIII века.
Впрочем, наличие серафимов с открытыми лицами и массы христианских крестов в Софии никем, в общем-то, и не оспаривается.

Вот рисунки Гийома-Жозефа Грело (Guillaume-Joseph Grelot) — французского художника и путешественника, который зарисовал внутреннее убранство Святой Софии около 1680 года:

hagiasophiadraw1

А вот — рисунок Корнелиуса Лооса (Cornelius Loos), итальянского священника и теолога, который сделал зарисовки внутреннего убранства Святой Софии около 1710 года, когда, согласно традиционной истории, мусульмане вот уже 250 лет владели Константинополем:

hagiasophiadraw2

hagiasophiadraw3
Обратите внимание, что на зарисовках Грело и Лооса вполне чётко прорисованы и ниша, ориентированная на Мекку и кафедра мусульманского священника — но и одновременно присутствует масса настенных элементов с ликами, серафимами и прочими символами, весьма нехарактерными для современного ислама.

А вот зарисовка Лоосом южной галлереи, в которой сейчас и расположены основные сохранившиеся мозаики Святой Софии:

southgallery2

Вот как выглядят сохранившиеся мозаики южной галлереи второго яруса:

2nd floor

2nd floor2

Кресты, солнышки, цветки — и даже паутинки и свастики:

2nd floor3

Свастики есть и на мраморных фризах первого этажа:

333

Часть старых мозаик замазана позднейшей штукатуркой. Это — творчество Каспара Фосатти, которого привлекли к «восстановлению» убранства Святой Софии в 1847-1848 годах, когда храм пострадал от сильного землятресения.
Кстати, именно Фосатти установил громадные щиты с изречениями из Корана, которые открывают эту статью.
Качество работы этого горе-реставратора можно оценить на вот этом снимке:

fosatti

Кстати, второй серафим, тот, что с восьмиугольной звёздочной вместо лица — это тоже творение Фосатти. Типа «художник так видит».

Вот такая у нас грустная история с храмом Святой Софии. Здесь у нас можно найти полустёртый крест:

krest23

А вот тут, в принципе, можно разобрать над входом и полустёртую шестиконечную звезду:

star

Рельеф из храма Нептуна, который находится на первом ярусе, вам покажут обязательно:

neptune

А вот возле аналогичных, но утраченных позднее рельефов вам надо будет остановится уже самостоятельно:

bar1

bar2

Символы каких богов разместили на первом ярусе громадного городского храма и кого они оскорбили впоследствии своим видом — вам уже сегодня никто не скажет.
О том, как выглядела София в начале своего пути — теперь можно только догадываться. Ведь её строили и перестраивали, крепляли и перекрашивали, счищали и перерисовывали задолго до Фосатти и современных реставраторов из ЮНЕСКО.

И о многих символах м можем лишь догадываться — слишком много уничтожено на пути Храма из прошлого в наше настоящее.
Но одну догадку я себе всё же позволю. И основана она скорее не на символах, мозаиках и фресках, а на архитектурном моменте.

У Святой Софии есть ещё один непохожий — и одновременно похожий на неё брат-близнец.
Храм, в котором в конце эпохи Рима собрали всех римских богов и который был призван принять всех молящихся — каким бы ни было богам: Нептуну, Афродите, Афине, Христу или Яхве они бы не молились.
Это — римский Пантеон. Храм всех святых.

panteon

Диаметр купола Пантеона — 43 метра.
Диаметр распиаренного и упоминаемого везде купола Святой Софии — всего лишь 31 метр.
Надо сказать, что именно диаметр купола показывает, насколько точно и правильно рассчитан архитектурный проект той или иной постройки.
Пантеон и сегодня стоит без каких-либо подпорок, в то время, как Святая София ещё в османское время получила от турок дополнительные укрепляющие контрфорсы — стены храма просто начали разъезжаться в стороны от непомерного веса купола:

contr

Вот они, на переднем плане. Поддерживают падающие стены Святой Софии.

Пантеон в Риме был создан в 126 году нашей эры, при императоре Адриане.
Святая София, как мы помним, создана в 532-537 годах, через 400 лет после Пантеона.
Размер купола Пантеона не превзошли ещё очень долго. Для понимания проблемы купола я рекомендую вам посмотреть вот это видео от National Geographic:



Диаметр купола Пантеона смогли повторить только с постройкой Флорентийского кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В 1436 году, более чем через тысячелетие. Об общей нервозности и неопределённости той флорентийской стройки можно прочитать здесь.
Купол Флорентийского собора уже очень отличается от куполов Пантеона, Софии и других стамбульских мечетей. В нём широко использованы технологии конструкционного облегчения купольной конструкции, в то время, как купола Пантеона и Софии используют исключительно силу бетона и камня.

И именно вес купола определяет видимые проблемы Святой Софии со стенами и громаду колонн мечети Султанахмет, которые поддерживают гораздо более скромный купол диаметром всего в 23 метра — даже меньше, чем у Айя Софии:

mosq

Строительство Айя Софии поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.

Но соответствует ли это предание истине?
Ведь Айя София никак не превзошла Пантеон, который стоял в известном Юстиниану Риме вот уже как 400 лет.
И именно оттуда, из поверженного Рима, Юстиниан якобы взял красные порфировые колонны, которые сегодня поддерживают второй ярус Софии. И трескаются под тяжестью её неудачно спроектированного купола:

column
Железные обручи на порфировые колонны Айя Софии надели тоже османы  — ещё при них непрочные и тонкие колонны начали трещать и рассыпаться от веса храмовых конструкций выше них.

Вот такой у нашей Айи Софии непутёвый римский брат-близнец.
Который и старше её на 400 лет и о котором почему-то не захотел вспомнить Юстиниан, когда зашёл в свой вновь построенный храм.
А у нас — историческая загадка. Какого «Соломона» имел ввиду Юстиниан и почему он не вспомнил о Пантеоне.
Хотя колонны из Рима в Константинополь всё-таки привёз.
Subscribe
promo crustgroup september 5, 2012 16:48 88
Buy for 100 tokens
Начиная цикл статей о ядерной энергии я постараюсь описать несколько моментов, которые часто проговариваются вскольз, либо вообще не упоминаются при разговоре о "ядерной альтернативе" ископаемым минеральным топливам. Стартанём собычных цифр и картинок, которые иногда гораздо более…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →