Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Значит, будет две Украины.

Трудно писать, когда в твою страну пришла война. Война гражданская, страшная, которой боялись все нормальные люди, но которую долго и целенаправленно готовили и изнутри — и снаружи.
Говорят, память народа сильна. Люди, единожды потерявшие близких, очень часто потом смотрят на мир совсем иными глазами.
Последний раз по-крупному Украина платила кровью за выбор своего пути в 1917-1921 годах — ведь именно тогда брат шёл на брата и отец воевал с сыном.
Моя семья в этом плане по-своему уникальна — я ещё помню рассказы моей бабушки — донской казачки, которая оставила мне небольшую тетрадь в клеточку, исписанную ровным каллиграфическим почерком и спокойно повествующую о буднях Гражданской войны.
Тогда «Вольный Тихий Дон» решил поиграться в гражданскую войну.
У бабушки было шесть братьев и она была самой младшей в большой казачьей семье. Трое братьев из станицы Скуришенской ушли воевать за красных, трое — за белых.
Из горнила Гражданской войны домой не вернулся никто из них.

1947-Папа и бабушка

Это мой отец и моя бабушка в 1947 году.
Прошла страшная война, во время которой моей семье пришлось два раза бежать и три раза скрываться от врагов, которые считали, что нам недостойно видеть одно небо с ними.
Бабушка, будучи обычным специалистом по весьма мирной профессии, дважды бежала от наступавших немецких войск — сначала из Черновцев, куда её послали организовывать мирный быт — в родной Днепродзерджинск, а потом из Днепродзерджинска — уже в далёкий, кавказский Черкесск, где война и фронт настигли её уже в третий раз.

Дед был в действующей армии, а бабушка была обычной совслужащей.
Бабушка была членом компартии, коммунисткой не по призыву, а по убеждениям — поскольку эти убеждения она не нашла, валяющимися в пыли и не выбрала конъюнктурно из-за каких-либо материальных благ — а осознанно приняла в силу того страшного сюжета, что произошёл с её родной семьёй ещё в Гражданскую.
Сюжета, за который было заплачено кровью — по самому высокому счёту.

В Черновцах её хотели убить. Хотели убить люди, которые говорили с ней на одном с ней языке.
А в Черкесске её, вместе с двумя детьми — семи и девяти лет от роду — долгие 160 дней прятали в подвале своего дома люди, которые знали эту женщину из далёкого украинского Днепродзерджинска всего пару месяцев.
Прятали в оккупированном городе, который 160 дней жил по чуждому и непонятному Берлинскому времени.

Collapse )
promo crustgroup september 5, 2012 16:48 88
Buy for 100 tokens
Начиная цикл статей о ядерной энергии я постараюсь описать несколько моментов, которые часто проговариваются вскольз, либо вообще не упоминаются при разговоре о "ядерной альтернативе" ископаемым минеральным топливам. Стартанём собычных цифр и картинок, которые иногда гораздо более…

Похороните меня в закрытом гробу... (HIST16)

Я уже как-то упоминал, что «святой троицей» археологии является простой набор весьма тривиальных предметов: жилище, керамика, погребение.
Ни летопись, ни древняя карта, ни самый уникальный древний меч не могут нам заменить этой «святой троицы».
Если археологи не обнаруживают на определённой территории этих трёх главных компонентов материальной культуры любого народа — то напротив какого-нибудь народа «роксолан» или «савиров», пусть даже и упомянутых у Геродота, можно ставить жирный знак исторического вопроса.

В этом случае у нас получается, что летопись говорит «чёрт знает что». То ли летописец был весьма далёк от реалий описываемых им событий, то ли «мне Мойша напел эту йестудей — боже, как шепелявят эти битлз!», то ли вообще — выдумал этих самых «роксоланов».
Короче, газета «Правда» в саркофаге Ярослава Мудрого:

bc61134-2

А чего смеётесь? Про газету «Правда» — это настоящая история, а не какая нибудь выдумка Геродота.
Можете сами прочитать этот увлекательный рассказ о путешествии останков князя на украинском прямо из первых уст директора заповедника «София Киевская» Нелли Куковальской, а можете, если хотите, изучить вольный перевод описания данных событий на русский язык, в случае слабого понимания вами современного украинского.

Причём, как видите, факты в двух разных текстах уже изложены по-разному. Хотя и касаются эти описания отнюдь не событий седого XI века нашей эры, когда у нас официально и усоп знаменитый князь Ярослав Мудрый, а перипетий самого что ни на есть задокументированного и изученного вдоль и поперёк ХХ века.

Но — итог остаётся итогом. Останки князя пропали (хотя и понятно, что они украдены во время оккупации Киева и вывезены в США), а в саркофаге у нас теперь вместо мощей Ярослава Мудрого лежат газеты «Правда» или «Известия».
Напечатанные в весьма историческом и близком к нам 1964 году. Которые там нашли только в 2009 году. А князь Киевский — пропал.

А саркофаг-то — вот он! Стоит себе, целёхонький.
Из белого проконесского мрамора, да ещё и принадлежавший изначально... римскому епископу Клименту I !
Чьи мощи из саркофага... о, там уж совсем запутанная история.
Разбросало товарища Климента по миру не по-детски. Можете почитать, где и как сейчас расположен Климент I.  Ярослав Мудрый хоть вроде бы в одном месте лежит.

Чудесны дела твои, господи!
Пожалуй, стоит посмотреть на саркофаги повнимательнее.
Ведь, как ни крути: жилище, керамика, погребение.

Collapse )

Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15)

Что мы хотим сделать в рамках исторического проекта? Написать новый учебник истории для средней школы?
Нет, это можно сделать с гораздо меньшими затратами сил и времени.
Учебник истории пишется с учётом одной извечной максимы: «Права или нет моя страна — это моя страна».

При этом, согласно давней максиме, у победы всегда оказывается много отцов, а вот поражение почему-то — всегда сирота.
Легко писать об Отечественной Войне 1812 года. И Наполеона победили, и в Париж с триумфом зашли.

А вот как быть с Первой Мировой и с революциями 1917 года?


Пусть Российская Империя проиграла в Первую Мировую войну — без разницы. Найдём сюжеты беспримерного героизма русских солдат и офицеров и включим их в наш рассказ. Расскажем о Брусиловском прорыве, о крепости Осовец и об охоте за турецко-немецким линкором «Гебеном» по всему Чёрному морю.

А проигрыш войны спишем на просчёты высшего руководства, тотальную коррупцию царского правительства и общую отсталость Российской Империи в сравнении с её противниками в Первой Мировой оставим там, за рубежом октября 1917 года. А потом уже большевики вытащили страну из горнила Первой Мировой.

Правда, часть страны и кучу народа при этом потеряли. Да ещё и попали в полную внешнеполитическую изоляцию на десяток лет.

Обратная позиция, в принципе, наблюдается у современных «монархистов». Только у них разрыв шаблона настаёт в момент победы советской власти в октябре 1917 —  и продолжается вплоть до августа 1991 года.
В такой ситуации разрыва истории им надо что-то писать про советский народ, который что-томного чего делал за целые 70 лет существования СССР.
Поэтому у них получается иной миф: большевики-коммунисты все 70 лет сидели на штыках,
а власть им получилось взять в октябре 1917 исключительно за счёт немецких денег.
А так народ был за царя, за православие и за Россию-матушку.

Не хотели русские революции 1917 года, это всё плохие большевики устроили.
И проливы бы были наши, и Константинополь, и Восточная Пруссия, и «Гебен» бы проклятый нам по репарациям передали.
Немного вот не дожали мы немцев-австрийцев-турок.


Гебен
Но, в итоге мы «Гебен» так и не догнали.
Потому что Россия всё-таки сильно отставала от своих соперников.

Гребной винт «Гебена» в Морском музее Стамбула.

При этом основное событие, которое и поставило точку в истории Российской Империи и послужило началом СССР,  и «монархистская» и «коммунистическая» история вежливо обходят стороной.
Ибо именно там, в литерном вагоне царского поезда и появляется «третья Россия», которая и подписывает отречение дома Романовых от власти.

И в реальной истории появляются тексты телеграмм командующих фронтами Первой Мировой, в которых герои-генералы (включая и уже упомянутого Брусилова!) по сути дела склоняют Николая II к отречению.
И только генерал от кавалерии Сахаров, командующий в то время далёким и второстепенным румынским фронтом, пишет историческую правду:

«Я уверен, что не русский народ, никогда не касавшийся Царя своего, задумал это злодейство, а разбойничья кучка людей, именуемая Государственной Думой, предательски воспользовалась удобной минутой для проведения своих преступных Целей. Я уверен, что армии фронта непоколебимо встали бы за своего державного вождя, если бы не были призваны к защите родины от врага внешнего и если бы не были в руках тех же государственных преступников, захвативших в свои руки источники жизни армии.».

Но даже он вынужден признать успех мятежа — и предлагает Николаю II всё то же отречение от власти.

Вот с этим и стоит работать настоящим историкам, которые пишут не учебник истории для школы, не героический эпос или фэнтези-роман, а историческое исследование.
В котором можно показать февраль таким, как он есть.
Жутким и инфернальным моментом конца устоявшегося и вечного мироустройства, который потом и порождает на обломках старого мира что-то новое.
Иногда через восемь месяцев — а иногда и через пятьсот лет.


Collapse )

Коммунальная квартира (HIST14)

В истории всегда есть артефакты, которые очень трудно подделать.
Потому что они массово лежат в культурном слое и их находят сотнями и тысячами, разные исследователи и простые любители.
Более того, эти артефакты попадаются снова и снова, сколько бы раз мы не возвращались к этому культурному слою.
Так происходит, например, со скифскими бронзовыми наконечниками стрел — и с греческой чёрнолаковой посудой.
С черепками черняховской керамики — и с кинжалами-акинаками евразийских степей.
В общем, это называется «массовые артефакты». Их очень трудно подделать, а в случае и с мелкими медными или бронзовыми деньгами — да и вообще невозможно.

Поэтому, находка массовых артефактов нам всегда говорит очень многое.
Как и отсутствие находок массовых артефактов там, где мы ожидаем их найти.

Итак, монетки.

Svoronos_0964.8

В этой бронзовой драхме чеканки Птолемея III Эвергета прекрасно всё: и типично римский орёл, держащий в своих лапах связку мечей или же фасций, и надпись греческим текстом PTOLEMAIOU BASILEWS, и портрет самого сиятельного внука Птолемея I Сотера и сына Птолемея II Филадельфа — Птолемея III Эвергета.
Прекрасен на этой монете и неприметный значок между ног у орла, который скромно гласит: «хи-ро».
Не от слова «херово», как тут подумали многие, а от слова «хорошо», которое у древних греков обозначалось именно таким знаком:

chi_rho
Нам сейчас этот знак более известен, как «хризма» и считается одним из первых раннехристианских символов.

Проблема с этой монеткой немного иного толка.
Птолемей III Эвергет умер в 221 году до нашей эры. Где-то лет за 250 до того момента, когда проповедник из Галилеи пустился в свой последний путь на Земле, таща на себе свой крест в пути на Голгофу.

Collapse )

Ще не вмерла Україна (UKR12)

Все, конечно же, знают гимн современной Украины.
Песня Павла Чубинского «Ще не вмерла Україна» начиная с 1991 года (а с 1992 года — официально) стала гимном независимой Украины.
Но мало кто знает, что вдохновил Павла Чубинского на написание этой патриотической песни интересный случай: якобы, осенью 1862 года Чубинский услышал в стенах Киевского университета, как сербские студенты поют народную патриотическую песню о сербском царе Душане со словами «срце бије и крв лије за своју слободу» («сердце бьётся и кровь льётся за свою свободу»), которые он тут же положил на вариант польской мазурки «Jeszcze Polska nie zgineła…» («Ещё Польша не погибла...»).
Вот такой вот плагиат такое вот творческое заимствование.

Но ещё менее известен факт того, что данная польская мазурка послужила основой и для польского «Марша Домбровского», который, в свою очередь, вдохновил словацкого поэта Само Томашека написать песню «Гей, славяне», которая в 1944 году стала официальным гимном Югославии и оставалась им вплоть до 2003 года.
Кстати, по интересному стечению обстоятельств, другой вариант этой песни — «Шуми Марица» был гимном царской Болгарии в 1886-1944 годах. Ну а официальный закон о «Гимне Украины» был принят 6 марта 2003 года.

Вот так, с 1886, через 1944, и потом через 2003 — три варианта одной и той же песни звучали, как три разных гимна трёх разных славянских стран.

Вот этот гимн в варианте «Гей, славяне», который был гимном Югославии:


И именно с истории Югославии мы и начнём наш рассказ об Украине.
Потому что, как и Украина после краха СССР в 1991-м, Югославия после обрушения Варшавского Блока в 1989-м году встала перед очень непростым выбором.
Перед выбором продолжения политики построения «Западнославянской империи» — или же перед изменением вектора на построение национальных или даже националистических государств в границах старой империи.

Но немногие понимают, что Украина в 1991-м, как и Югославия в 1989 году тоже представляла из себя классическую Империю, хотя многие поему-то считают её «национальным государством».
И эта интересная особенность сыграла (и сыграет с ней ещё в будущем) роковую шутку.
Как это и произошло с Югославией.
Collapse )

Добавим красок к мрамору (HIST13)

Наверное, не все читатели блога знают, что древние греки, древние римляне — да и все другие народы античного Средиземноморья всегда раскрашивали те мраморные скульптуры, которые дошли до нашего времени уже в виде снежно-белых, однотонных образов.
Однако, время от времени, мы откапываем из глубин истории артефакты, которые и сегодня поражают нас буйством древних красок.

Одним из таких интересных артефактов является самый знаменитый саркофаг из коллекции «Царского некрополя Сидона», о котором я уже писал.
Это — саркофаг Александра, который однако, несмотря на своё название, ничего общего с Александром Великим, не имеет:

Alexander2

Это — самый крупный и самый богато украшенный саркофаг Сидонской коллекции, который, согласно всем исследованиям, уверенно датируется второй половиной IV века до нашей эры.
Но вот если о форме этого саркофага и даже о его изначальной расцветке мы знаем достаточно много, то вот о том, кто был захоронен в нём изначально, нам неизвестно буквально ничего.
Но, сначала, краски!

Allexander

Именно так, на основе реконструкции по остаткам красочного слоя, выглядел погребальный «саркофаг Александра», когда его, метр за метром, опускали в заполненную песком шахту, понемногу убирая из-под него предварительно засыпанный в погребальную шахту песок.
Ну а потом в саркофаг поместили неизвестное нам тело и, скорее всего, с помощью системы канатов опустили на место тяжёлую крышку.

На момент обнаружения Хамди Беем Сидонского захоронения, его позднейшая часть, к которой относился и «саркофаг Александра», уже была безжалостно разграблена. Несмотря на тяжёлые крышки, грабители умудрились вывалить мраморные стены саркофагов и забрать из них всё мало-мальски ценное.

Разграблен был упомянутый мною уже Ликийский саркофаг, отреставрированную дыру на котором вы можете и сами приметить:

Sidon Lykia

Был пуст и «саркофаг Александра».
А дальше в работу уже включилась легенда. Легенда о великом завоевателе.

Collapse )

Мятеж не может кончится удачей...

Не хочу писать о политической ситуации в стране. Страна агонизирует в шизофренической попытке совместить несовместимые между собой параметры.

Периферийный капитализм — и общество социальной ответственности.
Декларируемую национальную уникальность — и полное отсутствие таковой по факту.
Европейские принципы равноправного ведения гражданского диалога — и украинские принципы «свой, по свое, до свого».
Желание жить на широкую ногу и ездить на дорогих авто — и жуткую дыру в своём торговом балансе.
Ненависть к северному успешному соседу — и полное небрежение к построению мало-мальски приличного общества у себя дома.
Желание видеть вокруг себя обустроенную жизнь — и полное нежелание платить налоги на создание оной.
Крики о соборности — и пренебрежение интересами доброй трети населения Украины.

Страну лихорадит в отложенной революции, которую ей стоило бы пройти ещё в 1991 году.
Как поступила тогда, в далёком уже сейчас 1991 году Россия. И закрепила свой выбор в 1993-м.

Без победившей революции невозможна контрреволюция. Путин — дитя 1993 года. Кровь от крови и плоть от плоти штурма Белого дома. Настоящий контрреволюционер.
А кто сегодня контрреволюционер на Украине? Нет у нас здесь таких, все тут «хлопци с гарячим сердцем та малим розумом».

И, без разницы, кто сейчас сидит в Мариинском дворце, а кто — стоит на Майдане. Ума нет ни у тех, ни у других. Одни завели страну в тупик, а вторые им в этом активнейшим образом помогали.

А что на Грушевского? А на Грушевского у нас — революция. Если победит. Или же — мятеж. Если проиграет.

protesters-petrol-bombs
police-throw-petrol-bomb-ukraine

И, в принципе, нет разницы — победит ли толпа — или же победит «Беркут».
Толпа разобрала брусчатку и швыряет её в оцепление? Оцепление будет огрызаться травматическим оружием.
Толпа бросает в милицию коктейли Молотова? «Беркут» начнёт кидать их в ответ.

На Грушевского сегодня я вижу мятеж. Настоящий русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Традиции которого на Украине столь же впечатляющи, как и у нашего, самого близкого нам, северного соседа.



До настоящей контрреволюции ему ещё расти и расти.
Расти в тиши кабинетов, а не в уличной потасовке, в которой нет по определению победивших. А есть лишь проигравшие.
Поэтому — нет смысла обсуждать, победит ли «Беркут» — или победит мятеж.

Надо обсуждать контрреволюцию.
Которая придет потом, когда надо будет наконец-то понять, что шизофрения — это болезнь.

А не нормальное состояние для 45-миллионной страны на протяжении вот уже 23 лет.

Партия Зимы, Партия Вечного Лета (HIST12)

Зачем я пишу о столь древних моментах, как «тёмные века», последовавшие вслед за Катастрофой бронзы или «тёмные века» после крушения Рима? Почему я копаюсь в старых манускриптах, зданиях, картах и артефактах? Что они должны дать мне — и моим читателям?

Всё объяснимо.
Я рассматриваю историю не как мёртвое знание, а как руководство к действиям в будущем. В будущем, которое неизбежно наступит, в каких бы богов мы верили, не верили и на каком бы языке мы не разговаривали.

Более того, даже вопросы хронологии меня занимают, как бы это ни казалось многим, гораздо меньше, нежели вопрос того, сколько людей жило в древнем Константинополе — и сколько из них ходило в храмы — а сколько на скачки на ипподром.
На котором их и убили во время восстания «Ника», которое и было поворотным пунктом для начала крушения Восточной Римской империи.
Потому что потом, вплоть до постройки уже османской мечети Сулеймана, Вечный город не построит ничего, даже мало-мальски подобного со Святой Софией.
И вся дальнейшая история Византии уже будет лишь слабой тенью тех первых 200 лет Второго Рима, втиснувшихся в период от Константина до Юстиниана.

Если правы Носовский-Фоменко и Уве Топпер — то тогда у нас просто-таки взрывная история, которая уложится в каких-то 2000 лет от первых пирамид Гизы.
И нам надо успевать за её бегом. Иначе нас сомнут куда более удачливые соседи.

Если же права традиционная история — то лишь за последние три с половиной тысячи лет мир уже дважды (в 1200 г до н.э. и в 500 г н.э.) раcпадался буквально на атомы, из которых каждый раз его собирали чуть ли не по пятьсот лет.

Возможно, если права традиционная история, мы уже через 50 лет можем смотреть с благоговением на Останкинскую башню и думать: «Блин, как же предки-то сделали это!». И думать, что это не телевышка, а минарет какого-то древнего и очень могущественного бога.

Точно так же, как архитекторы Юстиниана смотрели на римский Пантеон, не имея возможности его повторить.

Вы не верите в это и считаете, что «прогресс» (это такое римское слово, обозначает «движение вперёд») идёт только в одну сторону — вперёд и вверх?

12

Вот вам пример реального прогресса. Который и вверх, и вбок, и даже — вниз.
И никаким «духовным возрождением» такого непотребства не оправдать. Это — вещи непересекающиеся в принципе.

Моя версия, которую я постараюсь объяснить в этой статье на примерах тёмных веков Рима, такова: в элите всегда есть партия «продолжения банкета любой ценой» (партия «Вечного лета») и партия «подготовки к тёмному времени» (партия «Зима — близко»).
И именно борьба этих двух партий и различное понимание ими идеи прогресса и определяет траекторию развития общества.
Если первые сорят деньгами и ресурсами, живут в «вечном сегодня» и исповедуют максиму «У кого нет миллиарда — то пусть идут в жопу», то вторым будущее скорее представляется цепью взаимоувязанных событий, в которых  сани таки надо готовить именно этим «вечным», но столь краткосрочным летом.

Забегая вперёд, скажу сразу — учение Христа, очень прогрессивное и правильное на начало нашей эры, по моему мнению, подхватила именно эта партия «Зимы». Которая близко.
Но подхватила уже слишком поздно, когда римское лето уже зажелтело всем спектром красок осени и начало опадать листьями первых ноябрьских заморозков.

Поскольку, судя по материальным находкам в Пергаме и в Эфесе (и ещё в десятке мест Малой Азии, Египта и Италии) — это была партия, которая сохранила в своей традиции сюжеты о прошлых тёмных веках. Которые закончили «золотой век вечного лета» классической бронзы.

Ведь в Египте были отнюдь не глупые жрецы. Гораздо опытнее и гораздо дальновиднее этих греческих и римских выскочек...

Но начнём мы, как и всегда, немного издалека. С древних и малоизвестных богов.

Collapse )

Эволюция по Скиннеру (HIST9)

Я безумно благодарен своим родителям. Благодарен за то, что на пути формирования моей личности они старались оставить минимум «предустановленных переменных среды», которые потом, будь их много больше, неизбежно бы привели к тому, что эта самая «среда» окостенела бы окончательно и превратилась бы в то монументально-непоколебимое «я верю и на сём стою!», с которым путь к истинному познанию часто закрывается для человека раз и навсегда.

Одной из таких «предустановленных переменных среды», безусловно, является идея бога.
Ведь родитель для малого ребёнка и есть то самое воплощение бога на земле — бога плохого или бога хорошего, в зависимости от того, как ведут себя родители по отношению к своим собственным детям.

И именно эта зависимость детей от родителей и формирует будущее восприятие бога маленьким, растущим существом.
То, что сказано тебе в домашнем кругу, в то время, когда твоё критическое восприятие ещё не сформировано, и есть та самая «переменная», которую многие потом, уже на протяжении всей своей последующей жизни, будут воспринимать, как константу.

«Бог есть! Какие могут быть сомнения? Я узнал об этом ещё в самом раннем детстве!»

Это — вопрос необсуждаемой веры того или иного индивидуума, который он вправе пронести через всю свою жизнь — от раннего детства и вплоть до самой глубокой старости.

«Бог всегда был таков! Какие могут быть сомнения? Я узнал об этом из святых книг!»

А вот это уже — категория проверяемая и осязаемая для внешнего для наблюдателя. Индивидуум хочет сослаться на некие факты реального мира, которые должны описать бога и продемонстрировать его наблюдаемые следы в нашем мире.
Следы, возможно, чудесные и впечатляющие, но, в то же время — вещные и осязаемые.

А существующие следы уже можно разбирать и анализировать — ведь это уже не идеальная, а весьма реальная категория. Реального мира, в котором выживают лишь самые приспособленные.

darwin_jesus


А идея одного бога, надо сказать, была идеей приспособленной и мощной. Настолько мощной, что остальные идеи и боги оказались совершенно неготовыми конкурировать с ней.
И так было вплоть до товарища нашего Чарльза Дарвина.
Который дал нам в руки мощный инструмент оценки эволюции.
Практику нахождения переходных форм. Которая столь же легко применима к человеческим идеям, как и к ископаемым останкам каких-нибудь древних зверушек.

Ryba pozera rybe

Ну а первый раз, как мы помним, идея единого бога пришла к людям ещё на исходе великолепного бронзового века, когда о Иисусе Христе не говорили даже и пророки...

Collapse )

Пропавший храм, найденный континент (HIST8)

Эта статья будет без выводов.
Потому что у меня для вас их нет — скорее, я хочу показать вам, как трудно установить истину в историческом исследовании, даже если ты знаешь, что ты хочешь найти.
Многим из вас известно имя Пири Рейса. В первую очередь — благодаря его карте побережья обеих Америк, которая в своих подробностях предвосхитила «официальные» открытия Америго Веспуччи, Винсенте Пинсона и Хуана Диаса де Солис, которые втроём, незадолго до кругосветного плавания Фернана Магеллана в 1519-1521 годах вокруг Южной Америки, подробнейшим образом откартографировали восточное побережье континента.
Открытия Веспуччи-Пинсона-Солиса укладываются в очень короткий период — 1499-1516 годов. Начав в 1499 году с картографирования окрестностей Кубы, в 1516 году испанцы и португальцы коллективными усилиями закончили съёмку побережья континента вплоть до устья современной аргентинской реки Ла-Плата, ну а Магеллан 28 ноября 1520 года лишь поставил окончательную точку в последовательности открытий побережья Южной Америке, пройдя проливом, которому позднее присвоят его имя, в Тихий Океан.

Однако, первенство в открытии южных берегов Южной Америки и даже части Антарктиды (которую обнаружат ещё через 300 лет) вполне может оспорить карта Пири Рейса.
Настоящее имя которого звучит как Хаджи Мухиддин Пири ибн Хаджи Мехмед.
Рейс же всего лишь его морское звание, означающее по-турецки — «адмирал».

Piri_Reis_map_interpretation

Пири Рейс родился в небольшом южнотурецком городе Караман, между 1465 и 1470 годами. Погиб в бою с португальцами, защищая от их флота Ормузский пролив Персидского залива, в 1553 году, прожив долгую и насыщенную жизнь.

Знаменитую карту, которая прославит его имя, Пири Рейс начертит в 1513 году, в расцвете своей карьеры. Карта спокойно пролежит в архивах султанского дворца, а потом — музея Топкапы без малого четыре века, пока её в 1929 году не найдёт немецкий теолог Густав Дейсманн — совместно с турецким учёным и директором формирующегося музея, доктором Халилом Эдхемом.

Карта и сейчас вызывает массу споров и «холивара» о том, кто и как открывал Америку и Антарктиду и на основании какого «сакрального» представления о мире, однако здесь речь не о карте адмирала Хаджи Мухиддина Пири ибн Хаджи Мехмеда.

А речь о сборнике карт, который он издал в 1521 году под названием Китаб-и-Бахрие, что означает всего лишь «Книга навигации».
Поскольку именно в этом издании можно найти самые первые подробные и чёткие карты Стамбула, качества которых европейские аналоги достигнут лишь через полвека.
И на этих картах, как и почти всегда в истории, водятся драконы....

Collapse )